double arrow

История медиации и особенности ее использования

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация — специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов выступает, как правило, один человек, реже — группа из двух-трех и более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства.

Медиация — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.

Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в США в начале 1960-х годов. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например «Ежеквартальный журнал по медиации». В1983 г. основан Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В стране действуют частная и государственная службы медиации.

Процесс использования медиации может быть организован при помощи системы интегративного принятия решения (ИПР).

Шесть этапов системы ИПР:

1) анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата;

2) анализ и коррекция представлений — с помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников;

3) анализ и коррекция отношений — участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и друг к другу;

4) определение проблемы с позиции каждого участника;

5) поиск оптимального решения конфликтной ситуации;

6) принятие решения — оценка альтернативных решений и достижение общего согласия сторон относительно одного из них.

Особенности применения медиации:

1) необходим точный, объективный и конструктивный анализ конфликта с определением перспектив дальнейшего развития и взаимодействия;

2) важно контролировать поведение оппонентов и корректировать их поступки с целью нормализации отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: