Существуют следующие методики определения типа поведения в конфликтной ситуации:
1) определение отвергаемого способа реагирования, т.е. набравшего минимальное количество баллов. Сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт;
2) применение трансактного анализа. Компромисс является способом, соединяющим в себе разнонаправленные позиции. Это более эмоционально нагруженный способ реагирования в конфликте, приводящий к усилению внутриличностного конфликта;
3) анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергаемых) с позиции соотношения своих интересов и оппонента.
Шесть видов внутриличностного конфликта: 1) мотивационный (между «хочу» и «хочу»); 2) нравственный (между «хочу» и «надо»); 3) ролевой (между «надо» и «надо»); 4) адаптационный (между «надо» и «могу»); 5) конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»); 6) конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).
Методика позволяет определить степень внутриличностной конфликтности человека, выявить наиболее переживаемые типы внутриличностных конфликтов, определить основные сферы актуальной внутриличностной конфликтности человека (мотивационную, долженствования, самооценки).
|
|
Особенности влияния развитости волевых качеств личности на уровень её конфликтности:
1.Чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности.
2.Чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, независимость, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов.
3.Такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость, характерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности.
4.Развитость самостоятельности и нормативности поведения не оказывает заметного влияния на внутриличностную конфликтность.
5.Существует сильная положительная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и нейротизма.
6.Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и экстраверсии.
7.Подтверждено, что люди с развитым интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты.
Исследования на различных выборках (по профессиям, возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро — мотивационные конфликты.
ТЕСТЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Конфликтность личности — её интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряжённых отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
|
|
Факторы, определяющие конфликтность личности:
1) психологические — темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойвость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация харакра и т.д.;
2) социально-психологические — социальные установки и ценности, отношение к поненту, направленность во взаимодействии «на себя», компетентность в общении и др.;
3) социальные — условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностейи т.п.
Тесты и опросники, позволяющие выявить аспекты конфликтности личности:
1 ) личностный опросник Г. Айзенка — позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность»;
2) шкала реактивной и личностной тревожности — разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие;
3) методика «Q-сортировка» — предложена X. Запеном и Штоком, позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость — независимость, общительность — необщительность, стремление к борьбе — избегание борьбы;
4) опросник К. Томаса — предназначен для определения стратегий поведения в коликтных ситуациях.
Оптимальным поведением считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.