Позднее Возрождение

Начиная с 40-х годов XVI в. хронологически очерчивается период позднего Возрождения. Италия, оставшаяся в стороне от магистрального пути развития капиталистических отношений, оказавшаяся в тот период неспособной создать единое национальное государство, подпала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Только относительная свобода богатой Венецианской республики и от власти папы, и от господства иностранных интервентов обеспечила развитие искусства в этом регионе, хотя и в Венеции ощущался поворот в сторону клерикально-ортодоксальных представлений.

Наряду с Тицианом, творчество которого завершается в эту эпоху, наиболее значительными художниками позднего Возрождения считаются Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

В творчестве Паоло Кальяри (1528-1588), прозванного по месту рождения Веронезе, как в фокусе, сосредоточена вся сила и блеск венецианской декоративно-монументальной живописи маслом. Все, что было характерно для венецианской живописи, воспринявшей от византийской и греческой традиций любовь к праздничной и красивой атрибутике, к дорогому убранству, богатым тканям, восточным нарядам, пирам, процессиям, чернокожим слугам и златоволосым женщинам, нашло выражение в творчестве Веронезе. Его композиции по-венециански великолепны. Персонажи размещены на фоне пышной архитектуры, облачены в тяжелые одеяния из парчи и бархата. В его ярких, написанных сочными красками картинах царит атмосфера праздника, блестящего и изысканного театрального зрелища.

Веронезе любил многолюдные композиции, насчитывающие до двухсот фигур. И от этого «Пир в доме Левия», «Брак в Кане», «Семейство Дария перед Александром Македонским» создают впечатление грандиозного театрального действа.

«Брак в Кане» содержит до 130 персонажей, многие из которых узнаваемы. Веронезе в группе гостей изобразил султана Сулеймана I и Карла V, а среди музыкантов поместил портреты Тициана, Якопо Бассано, Тинторетто и самого себя.

Блеск живописи, великолепно выписанные детали, аристократическая непринужденность поз наполняли библейские композиции Веронезе почти языческой жизнерадостностью, что шло вразрез с церковной линией искусства, где возрождалась мистика, вера в тленность плоти и вечность духа. Веронезе даже пришлось давать объяснение инквизиции по поводу слишком жизнерадостного характера своих картин. Лишь сохранившийся в Венеции светский характер правления избавил Веронезе от более серьезных последствий.

Хотя драматизм был чужд творческому складу Веронезе, его полотна «Снятие с креста» и «Оплакивание» являются лучшими на эту тему, где ноты скорби сочетаются с почти придворной грацией. Но эти полотна являются скорее исключением, чем правилом в его творчестве.

Его настоящей жизненной стихией остаются пиры и торжества, отражающие только праздничную сторону быта патрицианской верхушки Венеции. И самым грандиозным отражением этого беспечно-праздничного бытия являются фрески виллы Барбаро, одного из самых значительных ансамблей, завершающих историю ренессансной монументальной живописи. Этот ансамбль, созданный величайшим мастером позднего Возрождения архитектором Андрее Палладио, представляет собой удивительно гармоничное сочетание изысканно-строгой архитектуры и полных праздничного великолепия росписей. Живописные композиции Паоло Веронезе сосредоточены в залах второго этажа центральной части виллы -обширном, крестообразном в плане вестибюле, куда ведут лестницы с первого этажа, и примыкающих к нему пяти парадных помещениях. При этом живопись Веронезе не столько вписывается в архитектуру Палладио, сколько представляет подобие театральной декорации.

В росписи вестибюля широко использованы мотивы, создающие иллюзию существования объекта: в иллюзорных окнах с балюстрадой открываются далекие пейзажи, тонущие в голубой дымке; по углам зала стоят иллюзорные боевые знамена и копья; из иллюзорных дверей выглядывает, например, шаловливая девочка, с любопытством наблюдающая за происходящим (см. цв. вкл.).

В зале Олимпа, являющемся центром всей системы росписей виллы, плафон расписан парящими в облаках античными богами, аллегорическими фигурами стихий и времен года, нижние части свода решены как иллюзорные балконы со стоящими на них людьми. Все эти росписи обрамляются реальными или иллюзорными архитектурными деталями. По сравнению с полотнами и декоративными панно, написанными маслом, во фресках Веронезе угадывается некая облегченность, как будто привычные образы и мотивы в иной технике изображения утрачивают полноту бытия. Вместе с тем в облике персонажей, их позах, развевающихся вуалях присутствует и элемент стереотипной повторяемости.

Фресковая живопись Веронезе, виртуозная, праздничная, отмеченная ликующей жизнерадостностью, явилась прообразом всей дальнейшей декоративной живописи в Италии и других странах Западной Европы.

Якопо Робусти (1518-1594) вышел из демократических кругов венецианского общества и прозвище Тинторетто, которое он обессмертил, получил от рода занятий своего отца, бывшего красильщиком (от итал. tinta - краска).

Тинторетто был одержим страстью к работе и в течение своей долгой жизни успел сделать очень много. Практически нет ни одной церкви в Венеции, где не было бы его полотен.

Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, многогранно и богато: это и большие композиции на религиозные темы, и исторические полотна, и картины с мифологическим сюжетом, и замечательные «поэзии», и многочисленные портреты.

Его творчество, как и творчество Тициана, условно делится на два этапа -ранний и поздний. Ранний охватывает конец 30-х и 40-е годы XVI столетия, когда творчество Тинторетто было связано еще с традициями Высокого Возрождения и определялось господством совершенного, прекрасного человека над окружающим миром. В работах этого периода еще преобладает радость, оптимизм. Самой значительной композицией того времени является «Чудо св. Марка», созданное для монастыря Сан Марко в Венеции. Сюжет связан с легендой о чудесном появлении св. Марка, покровителя Венеции, во время пытки юноши-христианина. Молоты, мечи и палки при этом вдруг разбились о тело мученика, приобретшего чудесную неуязвимость. Стремительный полет-падение св. Марка, врывающегося сверху в композицию картины, придает изображенному динамичность и вызывает ощущение пространства.

Поздний этап творчества Тинторетто приходится на вторую половину XVI в., когда объективные реалии вступили в трагический конфликт с гуманистическими представлениями о роли и месте человека в мире. Одно из наиболее характерных произведений этого периода - «Распятие» в церкви Сан Касиано. Кресты, лестницы, целый лес копий, немногочисленные фигурки на переднем плане и небо -безбрежное, как океан. Художник достиг здесь совершенства и в колорите, и в композиции. Красота неба, зеленого с розоватыми и золотистыми облаками, превосходит все, что было написано даже Веронезе. А грациозная и сжатая композиция, составленная из немногих больших фигур, взмывающих к небу над узкой полоской темной земли и лесом копий, предельно точно выражает трагическую подоплеку события.

В это время Тинторетто, подобно Тициану, создает не только произведения с трагическим подтекстом, но и целую серию картин из мира мечты - «поэзии». Таковы, например, «Сусанна и старцы», «Св. Георгий», «Происхождение Млечного Пути» (см. цв. вкл.).

Согласно античному мифу, Юпитер, желая наградить бессмертием своего младенца Геракла, рожденного от смертной женщины, велел прижать его к груди Юноны, чтобы, испив молока богини, он сам стал бессмертным. От брызг молока застигнутой врасплох и отшатнувшейся в испуге Юноны и возник Млечный Путь, опоясывающий небосвод.

Полотна этой серии кажутся созданными из драгоценностей, ибо в них соединились самые красивые вещи в мире: молодое женское тело, золотые волосы, шелк, нити жемчуга, зеркала, розы в «Сусанне»; бриллиантовая россыпь звезд на иссиня-черном бархатном небе, фосфоресцирующее лунным блеском тело богини в «Млечном Пути»; полыхающий алым заревом плащ принцессы, радужные переливы небесного сияния и зеленые купы деревьев в «Св. Георгии». Все это относится к области живописной магии, которую невозможно передать словами.

Но эти мечтательные «поэзии» - только одна грань в творчестве мастера. Его внимание все более привлекает бурное движение людских масс. Интерес к большим монументальным циклам - характерная черта позднего Тинторетто, реализованная им в Скуоло ди Сан Рокко. Скуолами назывались в Венеции сообщества мирян, соединившихся для благотворительных целей и избравших своим покровителем какого-либо святого. Такому сообществу в честь св. Рокко принадлежало двухэтажное здание, почти полностью украшенное Тинторетто. Помимо росписи плафонов и бесчисленных декоративных панно, он создал около двадцати больших композиций, среди которых наиболее известными являются «Голгофа», «Христос перед Пилатом», «Благовещение».

«Голгофа» - это целый мир трагического движения, в котором отдельные люди и даже всадники теряются как песчинки в пустыне. Тинторетто первый в искусстве своего времени создает образ толпы. До него и в «Афинской школе» Рафаэля, и в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи изображались группы людей, но это была совокупность отдельных личностей, вступивших в определенное взаимодействие. Восприятие единой людской массы как живого целостного организма-образа появилось только вместе с полотнами Тинторетто.

На картине «Христос перед Пилатом» мы видим один из лучших образов Христа в мировом искусстве. Христос представлен художником одиноким и спокойным, в белой одежде среди сгущающейся над ним горячей тьмы.

Тинторетто написал для венецианского Дворца Дожей гигантские торжественные полотна, превосходящие по размерам все, что были созданы до него. «Меркурий и Грации», «Минерва и Марс», «Бахус и Ариадна», «Кузница Вулкана» составляют драгоценнейшее украшение этого дворца. Десятки выполненных им портретов, разбросанных теперь по всем европейским галереям, увековечили черты целого поколения дожей, сенаторов и адмиралов.

Подчас стремление передать главное в содержании образа, его суть доминировало в творчестве Тинторетто над решением технических, сугубо живописных задач. Неистово много работавший и всегда торопившийся выразить себя мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. Желая прежде всего осуществить свои творческие замыслы, он брался выполнять огромные композиции лишь за цену красок и холста.

Тинторетто был еще и прекрасным музыкантом, игравшим на многих инструментах и сочинявшим музыку. Его искусство получило восторженное признание современников. Венецианское государство буквально заваливало его заказами. Но и для потомков гений Тинторетто оставался предметом восхищения и преклонения. Уже в XVII в. в Венеции была издана поэма Марко Боскини «Карта живописного плавания», в которой он, описывая творчество Тициана и Веронезе, особенно восхищался Тинторетто, его мастерством и легкостью кисти:

Венецианец с кистью, виртуоз,

Оркестр и соло знающий дотошно,

И если он струну задел оплошно,

Он этим грацию в созвучье внес.

Тинторетто был последним из великих художников итальянского Возрождения. «Все те, кто создал эру Ренессанса, - писал П.П.Муратов, - кажутся нам полубогами... Им можно поклоняться, но их не дано лицезреть простому человеческому глазу. И только лицо Тинторетто кажется почти знакомым, светлым человеческим лицом, напоминая черты великих людей нашего времени».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: