Этапы развития первобытного общества

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит (до 10 тыс. до н.э.) – орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи – охота и собирательство, позднее – рыболовство; мезолит (10-8 тыс. до н.э.) – период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных – объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (8-5 тыс. до н.э.) – переход от присваивающего хозяйства к производящему – «неолитическая революция» – появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец 4 – начало 1-го тыс. до н.э.) – распространение орудий труда и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (1-е тыс. до н.э.) – распространение металлургии железа и изготовление железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труды и переход к классовому обществу и государству.

От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее длительность - 35 тысяч лет. Она несравненно однороднее всех других эпох.

«Мы-бытие»

Основной материал о первобытной культуре дают исследования этнографического характера. Душа современного человека сохраняет такие пласты, которые роднят его с первобытным человеком. Например, поведение человека в толпе, когда индивид пребывает в состоянии «мы-бытия».

Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального существования из коллективного. Будучи исторгнут из общины, он терял себя, пропадала его самоидентификация, он переставал в своем сознании быть кем-то. Неслучайно в самых различных, отстоящих одна от другой на тысячи лет и километров первобытных культурах остракизм (изгнание из родных мест) был вторым по значимости наказанием, следовавшим непосредственно за смертной казнью.

Отсутствие у первобытного человека индивидуальности, «я-бытия» имело своей оборотной стороной особое отношение к смерти. Индивид, тождественный роду, сохраняется вместе с ним. Через смерть он лишь переходит в иное состояние. Гроб в исконном своем значении - это домовина, дом. Сохраняется связь с предками. Они ближе к истокам бытия и божественным первосуществам. Племя, род обязаны им поклонением и жертвоприношением.

«Чем больше в человеке индивидуальности, тем менее в нем человеческого», т.е. индивидуальное проявлялось на животном уровне, на уровне инстинкта, вожделения, неконтролируемого импульса, несущих угрозу устойчивому существованию общины. Феномен оборотничества. Обряд инициации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: