Типология преобладающего типа социальной солидарности

А.Я. Флиер в качестве основного принципа для типологизации культур использует черты преобладающего типа социальной солидарности. Выделяет кровнородственный тип культуры, этнический и национальный типы культуры, конфессиональный, профессиональный, социально-сословный типы культуры.

Кровнородственный тип культуры – наиболее древнийй, первая форма групповой солидарности. Доминировала как основная форма социальной организации человеческих коллективов фактически до неолитической эпохи и перехода к территориально-соседскому типу интеграции. Суть этой культурной системы по-животному проста: степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства. Если современный человек держит в памяти, как правило, 2-4 уровня родства, то в первобытной древности были разработаны системы, включающие в себя по несколько дусятков уровней родственной близости и соответствующих обязательств по отношению к родственнику.

Этот тип социальной солидарности отнюдь не сошел с исторической арены в наши дни, скорее – ушел в глубину приватной жизни людей. Наиболее распространенной формой социокультурной системы этого типа до сих пор остается семья. Именно в семье, как правило, происходит первичная социализация и инкультурация следующего поколения, и поэтому семья как «культуротворческий институт» играет роль не уступающую по значимости школе и вузам.

Сам факт сохранения культурных систем, построенных на кровнородственной солидарности и имеющих историю по крайней мере в миллион лет, посвоему глубоко символичен и свидетельствует о том, что в культуре ничто никуда не пропадает, а только меняет масштабы своего применения.

Этнический и национальный типы культуры включают в себя культурные системы племенного и этнического типа, а также национальные культуры как чрезвычайно трансформировавшиеся варианты этнической культуры. В основе социальной солидарности соответствующей группы людей лежит опыт их совместного проживания на смежных территориях (соседство) и удобство совместной хозяйственной деятельности, обороны от соседей и т.п. На базе этого постепенно складываются общие черты: язык, преобладание внутренних хозяйственных и социальных связей над внешними, образ жизни, бытовой культуры, стиль одежды, специфика кулинарии и т.п.

Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого – мифов легенд, святынь. В современном мире этнические культуры зачастую представляют собой субкультуры национальных культур.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Это письменная культура, творцами которой является образованное меньшинство. Ее ценности лежат преимущественно в духовной сфере.

Конфессиональный тип культуры. В основе этого типа лежит определенная религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок. Однако главная особенности религии как типа солидарности заключается в том, что она объединяет людей не столько образом жизни, сколько проблемой смерти, психологической адаптацией к ее неизбежности и возможной компенсацией за страдания, перенесенные человеком при жизни. Любая религия, так или иначе,ь – это учение о смерти и посмертии.

Религиозная культура в существенной степени регулирует и «посюстороннюю» жизнь человека.

Профессиональный тип культуры. Разделение культуры на профессиональные сегменты началось со времени неолита (8 тыс. до н.э.) с разделения функций (и культуры) бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций (и культуры) скотводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников и т.п.

В основе профессиональной культуры лежат принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык и т.п.

Уже в античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета. Еще большее развитие все это получило в эпоху средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха игильдии, рыцарские и церковные ордена. В эпоху нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих десятков. В каждой из этих культур (субкультур) складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики и пр.

Практически каждая из профессиональных культур со временем обрела свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных и культурных навыков (начиная от системы профилированных вузов, профессиональных школ среднего звена, специальных изданий по профессиям).

В отличие от религиозных конфессий, профессиональные культуры, как правило (за исключением «силовиков»), не связаны с действием каких-либо централизованных органов управления ими. Происходит более или менее стихийный процесс культурного самоуправления на основе общественного мнения, суждений экспертов и прежде всего корифеев профессии (как, например, это происходит у музыкантов или ученых).

Социально-сословный тип культуры. Всякое общество представляет собой некоторый социальный порядок. Социальные сегменты общества, выделенные по принципу отношения к существующему социальному порядку и специфическим функциям по поддержанию общественной целостности и устойчивости можно назвать социальными сословиями или классами. Разные сословия могут включать от одной до нескольких десятков профессиональных групп, иметь свой «верхний этаж» (наиболее обеспеченные слои) и «низы», стоящие на грани перехода в другое сословие. Сословная структура общества по ходу истории меняется, и какие-то сословия, игравшие заметную роль в прошлом (например, духовенство) к настоящему времени уже утратили статус самостоятельного сословия, иные (скажем, рабы) – вообще сошли с исторической сцены и т.п.

К настоящему времени наиболее типичными сохранились четыре основных социальных сословия, хотя намечаются процессы перемешивания и слияния некоторых элементов из разных сословий. Тем не менее на сегодняшний день мы можем говорить о наличии таких сословных культур, как:

- культура сельских производителей, чьей функцией является обеспечение физического выживания общества за счет снабжения его продуктами питания;

- культура городских производителей, чьей функцией является обеспечение социального выживания общества и обеспечивания его техническими и интеллектуальными средствами и услугами для подобного выживания и социального воспроизводства;

- элитарная культура тех, кто устанавливает, поддерживает и воспроизводит существующий социальный порядок;

- криминальная и маргинальная культура тех, кто не нашел достойного и легального места в существующем порядке и поэтому предпочитает жить, нарушая этот порядок или демонстративно не замечать его правил и норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: