Два основных подхода

Культурная система включает в себя обязательное и сложнейшее взаимодействие составляющих ее элементов. Например, Солнечная система не состоит лишь из Солнца, планет и прочих небесных тел. Она включает в себя и способы, какими эти тела соотнесены друг с другом в пространстве и во сремени. Так же и в культуре. Простое перечисление культурных черт не будет эквивалентно культуре как системе взаимодействующих элементов, ибо целое (система) всегда больше суммы своих частей. Скажем, мифология, полис, театр, философия, олимпийские игры, ордер являются культурными феноменами Древней Греции, однако их перечисление не дает нам представления о греческой культуре в целом. Чтоба осуществить типологическую классификацию культуры, необходимо проанализировать именно взаимодействие культурных элементов.

Проблема типологии или периодизации культуры как научная проблема чрезвычайно сложна. У нее не только нет однозначного решения, но нет согласия в исходных основаниях и подходах к решению проблемы. Пожалуй, можно сказать, что вопросы типологии и периодизации культургного развития наименее разработаны в культурологии.

Предлагалось и предлагается множество решений. Можно выделить два основных подхода.

Первый подход отталкивается от единства культурно-исторического процесса. В рамках этого подхода предполагается, что культура человечества развивалась через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые одновременно представляют собой основные типы культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя допускается, что какие-то регионы или народы не прошли все этапы, отставая в своем развитии.

Второй подход к периодизации и типологизации культуры противостоит первому. Он настаивает на том, что никакого единства в культурном развитии человечества нет и ни о каких схобдных этапах и типах культуры говорить не приходится. Если первый подход к периодизации и типологизации можно обозначить как универсалистский, то второй – как концепции локальных культур.

Отметим важнейшее обстоятельство - из 40 тысяч лет существования культуры 35 тысяч лет безраздельно господствовала первобытность. Это единый для всех период и тип культуры.

Далее, первоначально на Ближнем, а затем и Среднем и Дальнем Востоке возникают так называемые древневосточные культуры. Как минимум, объединяет их не меньше, чем различает. Можно говорить о втором типе и периоде культуры – древневосточном. Он начинается приблизительно с середины 4 тысячелетия до н.э.

Затем процесс развития культуры теряет свое преобладающее единство. Возникают локальные культуры.. И прежде всего возникает культурный феномен Запада и Востока.

Из всего сказанного следует, что в дальнейшем история культуры будет рассматриваться в качестве некоторого сочетания универсалистского и локального подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: