Культура периода Московского царства. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством

Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. Южнославянские земли, Византия были захвачены турками. В начале 16 в. псковским старцем Филофеем была сформулирована идея “Москва – Третий Рим ”, подчеркивающая уникальное положении России в 16 в.

Значительным событием русской культуры стал церковный раскол (17 в.). Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось прежде всего стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке, а разночтения в русских и греческих церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам.

За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл. Главный смысл полемики – спор об исторической правоте. Чем плох освященный временем старинный уклад, какая надобность в коренной ломке жизни огромной страны?

Поскольку в русской культуре преобладают бинарные структуры, взрывающие в критические ситуации всю ее толщу (Ю.М. Лотман), то реформа Никона стала трагедией народа.

Крупнейшим событием, также имеющим глубокий историко-культурный смысл, было продвижение русских землепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. Примерно за столетие в невероятно тяжелых условиях были преодолены громадные расстояния. Продвижение в Сибирь осуществлялось небольшими отрядами русских служилых людей, происходило в общем мирно, хотя бывали и вооруженные стычки. Землепроходцы продвигались практически самостоятельно, без помощи государства. Территория России гигантски выросла. Усложнение социального и культурного развития обострило проявление такой черты русской культуры как несоответствие шага Пространства и шага Времени.

В 17 в. во всех областях культурной жизни появилось много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усиление светских элементов (“ обмирщение ” культуры). Предметом оживленных споров стали вопросы просвещения и образования: сближаться ли с европейской культурой или оставлять нерушимыми традиционные ценности. Видный правительственный деятель Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов, чтобы организовать школу, в которой сам и обучался. Затем были устроены и другие школы. В 1687 г. было образовано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия.

В конце 17 в. в архитектуре оформляется новый стиль – так называемое московское барокко, что свидетельствует об усилении влияния западноевропейских архитектурных образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: