Культура периода Петербургской империи

Главное достижение петербургского периода – высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что “будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать”. Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Вследствие уже упоминавшегося несоответствия шага времени и шага пространства петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они неорганично. Разрыв, существовавший между верхами общества, которые теперь европеизировались, и низами общества, значительно углубился. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов.

Крупнейшим идейным течением, охватившим в 18 в. большинство европейских стран, было Просвещение. Одной из центральных идей русского Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Была предпринята и практическая попытка выведения “новой породы людей”.

Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех отношениях, русские педагоги-утописты решили ее осуществить. В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Предусматривалось создание закрытых «вопитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет, пока они не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Реальная жизнь, однако, показала, что сочинять уставы и проекты куда проще, чем претворять их на практике. С такой же быстротой, как движение за формирование «людей новой породы» начиналось, оно сошло на нет.

Важный результат петербургского периода – формирование зрелой национальной культуры. Рост национального самосознания требовал нормативной выработки общенационального литературного языка. Подготовкой его основ был занят М.В. Ломоносов. Во второй половине 18 в. в процес формирования национального самосознания вовлекаются все все более широкие слои народа. Это находит выражение в культуре в проповеди личной, внесословной ценности человека. Ею пронизаны поэзия и драматургия А.П. Сумарокова, творчество портретистов Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Культурным событием колоссальной важности с точки зрения выражения национального самосознания стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Затем последовало «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева – первая философия истории России. В 1839 г. появились статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и И.В. Киреевского «В ответ А.С. Хомякову». Это послужило началом полемики между западниками и славянофилами, которые при резком расхождении по ряду общих вопросов искали пути превращения русского народа в русскую нацию.

В 19 в. русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Особое место занимала литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Однако все это относилось только к небольшой части общества, ибо по переписи населения в России в 1897 г. было только немногим более 20% грамотных. Это один из самых худших показателей в Европе.

Начало 20 в. – это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия поэтической рубрики: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев – вот далеко не полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале века. Окончательно сформировалось появившееся еще во второй половине 19 в. течение русского космизма, приверженцами которого были очень многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И.Менделеев, К.Э Циалковский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланитарной общности. Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимы, и надо уметь изучать вместе будущее человека и будущее природы. Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И.Вернадского о ноосфере. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя отвественность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума.

Сложилась самобытная русская философия, ее выдающимися представителями стали Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.И.Шестов, П.А.Флоренский, И.А.Ильин и др. Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф.Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».

Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: