double arrow

Элитарная, народная и массовая культура


В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Народная культура создается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

Массовая, или общедоступная, культура. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.




Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

- общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

- средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;



- рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

- «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена.



Специфические признаки продукции массовой культуры:

- примитивные отношения между людьми;

- развлекательность, забавность, сентиментальность;

- натуралистическое смакование насилия и эротики;

- культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

- культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений.

ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.







Сейчас читают про: