Учебное пособие по культурологии
(автор-составитель к.и.н., доцент Низамова М.С.)
Оглавление
1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
2. Подходы к изучению культуры
3. Структурные элементы и функции культуры
4. Элитарная, народная и массовая культура
5. Религия и атеизм как культурные явления
6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.
12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби
13. Возникновение и становление постмодернизма.
14. Постмодернизм как образ жизни.
15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
17. Культура и личность.
18. Культура и образование. Образование в современном мире.
19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.
20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
22. Культурное наследие Древнего Китая.
23. Культура древней Японии.
24. Культура средневековой Японии.
25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.
26. Характеристика Византийской культуры.
27. Культура западноевропейского средневековья.
28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.
29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.
30. Культура России первой половины XVIII века.
31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
33. Культура России во второй половине XIX века.
34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е - 1917 гг.).
35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX-XX вв.
36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 1920-е годы в России.
38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
41. Культурная революция 1930-х годов в СССР
42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
45. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после ХХ съезда КПСС.
46. Развитие образования и науки в СССР в середине 1950-х – середине 1960-х годов.
47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. в России.
49. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.
50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
52. Экология и экологическая культура.
1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.
Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.
Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.
Цель курса культурологии:
обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;
развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;
сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;
научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.
Слово «культура» имеется в лексиконе практически каждого человека. Однако в это понятие вкладывают самый различный смысл:
1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.
2) Другие - лишь явления искусства, литературы.
3) Третьи - под «культурой» понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т.е. хозяйственные задачи..
Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).
Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.
В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.
Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.
Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:
1) культура - это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура - это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;
3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.
Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.
Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.
Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.
Современные подходы к пониманию культуры
Культура - это сложное, многоаспектное явление.
Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.
Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.
Культура – это техника и технология, производство и потребление.
Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.
Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.
Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.