Типологический метод исследования культуры

Рассматривая культуру какого-либо народа или народов в исторической перспективе, ученые наблюдают некоторые характерные черты, свойства, присущие той или иной культуре и отличающие ее от других. Особенности могут проявляться в государственном устройстве, в религии, философии, искусстве, образе жизни людей, их обрядах и традициях. Исследователь может обнаружить, что в некоторый исторический период народ, заселяющий общую территорию, обладает культурой, определенные свойства которой выражены настолько ярко, что проявляются во всех перечисленных областях. В таком случае эти ярко выраженные свойства составляют основу для типа – идеализированной модели культуры. В идеализированной модели учитываются только те существенные, яркие особенности, которые, во-первых, отличают одну культуру от другой и, во-вторых, проявляются в самых различных сферах общественной жизни людей.

Совокупность отличительных признаков составляет основу типологии. Однако это не означает, что для всех исследователей значимыми являются одни и те же характеристики. Выбор основания для типологии зависит от направления социо-гуманитарной науки, ее предмета, а также от научных позиций исследователя. Поэтому существуют разные концепции, разные типологии культуры. Единый социокультурный процесс – вся жизнь человечества – может быть представлен как целое, состоящее из отдельных частей, каждая из которых чем-то отделена от других. Такие деления условны: например, не существует в истории конкретного места или времени, где «заканчивается» культура Древней Греции и «начинается» культура Древнего Рима, или где проходит граница между Средневековьем и Ренессансом.

Ни один идеализированный тип не существует и не существовал в реальности «в чистом виде»: помимо характерных свойств каждая культурно-историческая общность имеет множество сходных черт, даже противоположных характеристик. Но сходные, общие для всех черты в идеализированной модели опускаются, как несущественные. Типология – научный метод, цель которого не описать полностью культуру как она есть, а выявить самое главное, то, что определяет лицо культуры, ее своеобразие. Кроме того, типологический метод позволяет установить причинно-следственные зависимости между различными явлениями культуры, выявить их внутренние, особенные связи. Каждый исследователь культуры, создающий собственную типологическую концепцию, обнаруживает такие связи, которые до него не были выявлены, вносит свой вклад в изучение культуры. Поэтому нельзя сказать, что какая-то типология является «правильной» или «неправильной»: глубокое изучение культуры требует именно разностороннего ее рассмотрения, что означает возможность поиска различных оснований для типологии.

Наиболее распространенными типологиями являются хронологические, определяющие типы культуры в исторической последовательности. Например, в истории культуры выделяют периоды, каждый из которых обладает характерными, типическими чертами: первобытная культура, культура древнего мира, античная культура, Средневековье, эпоха Возрождения, культура Нового времени и так далее. Применяют также хронологически-территориальный принцип деления, тогда говорят о культуре Древней Греции, Древнего Китая, арабо-мусульманской, индийской культуре. Хорошо известна марксистская социально-историческая типология, основанием которой является определенный характер отношений людей, складывающийся в процессе материального производства. Это деление на последовательно сменяющие друг друга общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Есть и другие, менее известные хронологические типологии. Мы рассмотрим далее типологии культуры, в которых применяется деление не по хронологическому, а по другим принципам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: