Понятие культурно-исторического типа (по Н.Я.Данилевскому)

Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869 г.) изложил свою концепцию обособления локальных культурно-исторических типов, или цивилизаций. Данилевский исходит из представления об исторической индивидуальности, неповторимости культуры, создаваемой народом в определенную эпоху. Каждая самобытная культура или цивилизация имеет свой жизненный цикл – рождается, развивается и погибает, исчерпав возможности своего развития. Данилевский называет десять таких локальных культур, культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский или древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, германо-романский или европейский. Некоторые из названных культур завершили свое развитие, а некоторые находятся на различных его стадиях. Таким образом, основанием для выделения культурно-исторического типа является совокупность индивидуальных самобытных черт, присущих культуре народа в определенных исторический период.

Данилевский рассматривает также возможность других оснований для типологии культуры. Так, он делит названные цивилизации на два типа: уединенные и преемственные. К первому типу относятся китайская и индийская культуры, развивающиеся самостоятельно, «уединенно», не имея преемников, не передавая своего наследия другим культурам. Ко второму типу относятся египетская, древнесемитская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности этих культур передаются от одного типа к другому. Однако речь не идет о прямом наследовании: «преемственные» культуры только создают почву для развития другой самобытной цивилизации, например, римская цивилизация вырастает на культурной почве, подготовленной греками, а европейская цивилизация – на почве, подготовленной римской и еврейской культурами. Основанием деления цивилизаций на уединенные и преемственные служит непрямое наследование культурных достижений, их использование в развитии другой цивилизации.

Все цивилизации определенного культурно-исторического типа в целом составляют вид положительных деятелей культуры. Именно здесь производятся и аккумулируются все достижения людей в области культурного творчества, созидания. Но в мире существуют и другие культуры, историческая роль которых состоит в разрушении, уничтожении гибнущих цивилизаций и распространении их элементов по другим странам. Это отрицательные деятели. Помимо них существуют также малые народы, не развившие цивилизаций, этнографические составляющие культурно-исторических типов.

В качестве одного из оснований типологии культуры Данилевский называет направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную деятельность он разделяет на четыре разряда: деятельность религиозную, собственно культурную (научную, художественную, техническую), политическую и общественно-экономическую. По мнению Данилевского, разные цивилизации в ходе исторического процесса развивают с особой интенсивностью тот или иной род деятельности. По этому принципу их можно типологизировать. Так, египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры составляют тип культур первичных или подготовительных. Они не проявили себя достаточно ярко ни в одном из разрядов деятельности, но создали условия для формирования организованной общественной жизни в целом. Другой тип, исторически следующий за первым – одноосновные культуры, проявившие себя особенно ярко в одном из разрядов деятельности. К таким культурам относятся еврейская, создавшая первую монотеистическую религию, основу христианства; греческая, воплотившаяся в искусстве и философии; римская, реализовавшая себя в политически-правовой деятельности. Двуосновная культура – европейская. Этот культурно-исторический тип Данилевский называет политическо-культурным, указывая на два направления, ставшие основой творческой деятельности европейских народов: создание парламентской и колониальной систем, развитие науки, техники, искусства. Славянофильская позиция Данилевского выразилась в том, что он полагает возможность существования зарождающегося четырехосновного типа, который может реализоваться через важнейшие ценности: истинную веру, политическую справедливость, науку, искусство, совершенный общественно-экономический строй. Таким типом, по мнению Данилевского, может стать славянский культурно-исторический тип, если славянская культура не пойдет по «готовому» европейскому пути развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: