Типология культуры по принципу доминирующей ценности (П.А. Сорокин)

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший американский социолог Питирим Александрович Сорокин. В западной культурологии первой половины 20 века широко дискутировалась проблема культурного кризиса, высказывалась даже такая точка зрения, что европейская культура погибает, ее духовные возможности исчерпаны. Сорокин не разделял такую позицию, рассматривая кризис культуры как переходный этап на иной, более высокий уровень.

По Сорокину, культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и другие. Все эти системы объединяются в системы высших рангов – культурные сверхсистемы. Каждая из таких сверхсистем обладает специфической, свойственной лишь ей системой истины и знания, философией, религией, моральными установками, кодексом поведения, формами художественного выражения и многим другим, вплоть до определенного типа личности со свойственным ему менталитетом и поведением.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой единство, целостность, все составные части которой пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную, ценность. Именно ценность, по мнению Сорокина, служит основой и фундаментом культуры. В соответствии с характером доминирующих ценностей Сорокин разделяет все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и сенситивный, или чувственный. Основные типы – идеациональный и сенситивный, идеалистический тип является промежуточным, неустойчивым.

Основной ценностью идеациональной культуры является сверхчувственное и сверхразумное начало – Бог как высшая реальность, религиозная вера. Такой культурой, например, является средневековая европейская. Нравы и обычаи, господствующие в этой культуре, образ жизни людей, способ их мышления поддерживали единство с Богом как единственную и высшую цель. Чувственный мир с его благами – богатством, славой, радостями жизни – рассматривался как нечто временное и несущественное, не представляющее ценности для человека.

Идеалистическая – промежуточная – система культуры совмещает в себе ценности земные и небесные. И религиозная вера и земная слава, ценности общественной жизни, общественного блага формируют в сознании человека образы идеала, к которому нужно стремиться. Такой была культура Древней Греции классического периода (5-4 вв. до н.э.), европейская культура раннего Возрождения.

Современный тип культуры Сорокин называет чувственным. Главный принцип такой культуры – признание реальности только за тем миром, который воспринимается нашими органами чувств. Вне этой реальности ничего не существует, поэтому ценности сенситивной культуры – земные, приносящие благо человеку в его повседневной жизни. Чувственная культура стремится освободиться от религии, морали – всего того, что составляет ценности идеациональной культуры. Такое положение вещей выглядит как кризис культуры, но, по мнению Сорокина, это всего лишь временное состояние, за которым последует возрождение духовных ценностей, изменение культурного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: