Эволюционные (линейные) модели развития культуры

Эволюционизм в науках о культуре опирается на представление о единых законах эволюции природы и общества. Идеи прогресса в истории человечества развивались в эпоху Просвещения, но полное теоретическое обоснование такие идеи получают со времени появления теории эволюции Чарльза Дарвина. Теоретической базой эволюционизма в культурологии является также учение английского социолога Герберта Спенсера, который видел в развитии культуры проявление общего необратимого закона эволюции. Говоря о законе эволюции, Спенсер имел в виду движение от однородности к разнородности, к усложнению систем.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации, приспособления людей к природному окружению. Механизмы адаптации – культурные и биологические – и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как усложнение первоначальной «зародышевой» формы. Так, в концепции американского антрополога Льюиса Генри Моргана в процессе эволюции человека и культуры последовательно сменяют друг друга стадии дикости, варварства и цивилизации. Этот закон считается универсальным для всех культур. Человеческий род совершенствуется посредством усложнения организации общества и человека.

Классическим примером эволюционной теории является учение Карла Маркса о последовательной смене в истории общественно-экономических формаций. Всего существовало четыре формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Смена формаций выводит человечество на новый, более высокий уровень материального производства. Культура, обладая относительной самостоятельностью, не полностью зависит от уровня производства, но ее развитие также подчиняется общему прогрессивному закону. Высшей стадией развития общества является коммунистическая общественно-экономическая формация, осуществление идеальной для всех людей цели – всеобщего равенства. Действующей силой, механизмом развития здесь выступают противоречия между классами – социальными группами, выполняющими разную роль в отношении производства и распределения. Господствующий класс (рабовладельцы, феодалы, буржуа) обладают всей полнотой власти, что вступает в противоречие с интересами подчиненного класса. На определенной стадии развития противоречия становятся настолько сильными, что приводят к кризису, который разрешается революционным путем, выводя общество на новый, более высокий уровень.

Теория модернизации

Теория модернизации является современным вариантом эволюционистических воззрений. Это социологическая теория, но выводимые в ней законы имеют прямое отношение к культуре, описывая характер ее изменений. Теория модернизации возникает на волне критики циклических концепций, которые в начале 20 века утверждаются в общественном сознании. Идеи гибели культуры, конца истории, связанные с европейским духовным кризисом после первой мировой войны, уступают место идеям глобального прогресса человечества.

Основными категориями, в рамках которых развивается теория модернизации, выступают понятия современного и традиционного общества. Для традиционного общества характерно сельское хозяйство, относительно стабильное и простое социальное устройство, социальная иерархия, основанная на принципе наследования, устойчивость законов и традиций. Для современного общества, наоборот, характерны индустриализация, высокие темпы изменений, социальная иерархия, основанная на личных достижениях человека.

Современное общество выступает как более прогрессивное по сравнению с традиционным, поэтому эволюция и соответственно модернизация «отсталых» народов есть необратимый процесс, который и описывает теория модернизации. Развитые государства не могут управлять этим процессом, но могут ему способствовать, внедряя в отсталые страны новые технологии, свои этические нормы и ценности, модели деятельности, способы организации, законы.

Модернизация характеризуется следующими качествами. Это процесс революционный, поскольку предполагается кардинальный характер изменений, полная смена всех структур и отношений. Это процесс комплексный и системный: он охватывает общество полностью, и изменения одного элемента постепенно и неотвратимо приводят к изменению всей системы. Модернизация – процесс глобальный: начавшись в Европе, она постепенно охватывает все страны мира. Это также процесс протяженный и ступенчатый, потому что все страны последовательно проходят одни и те же стадии роста. Главное – процесс модернизации является прогрессивным и необратимым, модернизация не может потерпеть крах, поскольку отвечает желаниям всех людей, повышая их благополучие.

Теория модернизации не является окончательной, совершенной. Особо острой критике она подвергается за этноцентризм: Америка в этой теории выступает образцом, эталоном для подражания всех народов. Модернизация происходит, но это сложный и противоречивый процесс, не поддающийся проектированию. Одной из важнейших задач сегодня является сохранение культурной самобытности народов, их традиций. Как можно совместить модернизацию с традиционно-культурной ориентацией народов – это одна из глобальных проблем современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: