Куда катится этот мир

07. Дек, 2010

Эволюционный психолог Роберт Райт в своей книге «Nonzero, 2000» (сайт на англ) заявил, что основной жизненный принцип — поощрение беспроигрышности (win/win). В соответствии с этим законом развиваются не только отдельные биологические организмы, но и всё человечество в целом.

Тем самым он расширил идеи Дарвина: под влиянием естественного отбора биологические системы вынуждены развиваться, двигаясь ко все большей сложности и беспроигрышности. Чем больше в том или ином обществе соревнований с позитивным результатом, тем выше вероятность, что оно выживет и будет процветать.

И вместо ИЛИ

Биологическая и культурная эволюция движется в сторону создания игр-с-ненулевой-суммой. Они неотъемлемая часть жизни с давних времён.

Следует отличать игры с нулевой суммой, где взаимная зависимость игроков обратная: всегда кто-то в выигрыше, а кто-то в проигрыше, от игр с ненулевой суммой, где зависимость успеха игроков может быть позитивной. Возьмём обычный теннис. Это ситуация типа «+ 1: – 1» («я или он»): здесь сумма всегда нулевая. В парном же теннисе, двое по ту же сторону сетки находятся «в одной упряжке». Значит, их отношения между собой –это игра с ненулевой суммой. Ясно, что либо обоим будет лучше, либо обоим хуже. Многие формы поведения в играх с ненулевой суммой, как в экономике, так и повседневной жизни, часто приводят к сотрудничеству.

Мы постоянно соединяемся для кооперации: идет улучшение коммуникаций и сближение связей. Если раньше надо было посылать почтового голубя, то сейчас есть FaceTime. А читаете вы этот текст с компьютера, который сделан большим количеством людей в разных уголках мира. Бизнесменам невыгодно уничтожать кого-то потому что те участвуют (за минимальную стоимость) в создании благ, которыми мы пользуемся. Мир всё больше глобализируется.

Игра с ненулевой суммой гарантирует лишь взаимную зависимость успеха – или в лучшую, или и в худшую сторону. Совсем необязательно ситуация будет беспроигрышной (win-win).
В целом, человеку удаётся сводить игры с ненулевой суммой к беспроигрышной ситуации чаще, чем к безвыигышной (lose-lose) Я полагаю, что, по части игр с ненулевой суммой, история явно в плюсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: