Анатомо-хирургические задачи. 1. К нЕвропатологу поликлиники обратился больной, у которого после переохлаждения развился парез мимических мышц лица со следующими симптомами на стороне

1. К невропатологу поликлиники обратился больной, у которого после переохлаждения развился парез мимических мышц лица со следующими симптомами на стороне поражения: сглаженность лобных складок, расширение глазной щели, дряблость щеки, опущение угла рта, невозможность плотного смыкания губ.

Определите причину осложнения. Паралич каких мышц обусловил появление каждого из описанных симптомов?

3. При гнойном паротите возможен прорыв гноя в соседние области через слабые места фасциального ложа околоушной слюнной железы.

Опишите возможные пути распространения гноя в соседние области при гнойном паротите.

4. Пострадавшему производят хирургическую обработку резаной раны щечной области, которая сильно зияет и кровоточит.

Объясните причину зияния раны, значительной кровоточивости ее краев. Какими особенностями кровоснабжения обусловлено хорошее заживление такой раны? Какой вид кожного шва показан этому пациенту?

5. У больного флегмона левой щечной области одонтогенного происхождения.

Назовите отростки жирового комка щеки, объясняющие пути образования гнойных затеков в соседние области.

6. У ребенка левосторонний гнойный паротит. Наряду с другими симптомами, наблюдаются затруднение дыхания, резкие боли при глотании, выбухание левой боковой стенки глотки.

Назовите осложнение гнойного паротита у этого ребенка и причину его возникновения.

7. У больного развился правосторонний гнойный паротит. Во время осмотра его стоматологом установлено: пародонтоз, кариозные полости 5 и 7 верхних зубов.

Объясните причину паротита. Какое направление имеют разрезы при этом заболевании?

8. Больной выполняют правостороннюю паротидэктомию по поводу смешанной опухоли.

Какой нерв и его ветви должны быть при этом выделены? Какой метод исследования позволяет идентифицировать (отличить от рубцовых тяжей) ветви этого нерва? Каким образом можно обеспечить гемостаз при выполнении паротидэктомии?

9. У больной вяло гранулирующая рана (после вскрытия гнойного паротита) в занижнечелюстной ямке осложнилась аррозивным артериальным кровотечением.

Назовите источник кровотечения. Каким способом гемостаза должен воспользоваться хирург?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию №7.

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия областей глазницы и носа.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях областей глазницы и носа;

б) определять границы областей глазницы и носа по внешним ориентирам;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально-клетчаточных структур глазницы и носа;

г) определять локализацию и пути распространения флегмон глазницы, гнойных процессов в области носа;

д) обосновывать технику пластических операций на веках и бровях, ринопластики, вскрытия верхне-челюстной пазухи по Колду­элл-Люку.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

По костному препарату черепа, студенты изучают границы области глазницы. При этом должно быть уделено внимание взаимоотношениям её стенок с передней черепной ямкой, лобной пазухой, полостью носа, гайморовыми пазухами верхней челюсти, что имеет значение при распространении гнойного процесса и гематом при травмах. В полости глазницы определяют положение глазного яблока, теноновой капсулы, мышц глазного яблока, ретробульбарной клетчатки. Изучают синтопию сосудисто-нервных образований, анастомозы глазничных вен с венами лица и пещеристым синусом. Уделяют особое внимание наличию зрительного канала, верхней и нижней глазничных щелей, их содержимому и связям полости глазницы со средней черепной, с крыловидно-нёбной и подвисочной ямками. Далее описывают послойное строение век, проекцию слезных желез, связь носослезного канала с нижним носовым ходом. После чего студенты знакомятся с техникой выполнения пластических операций на веках и бровях.

Далее студенты изучают по внешним ориентирам границы области носа. Описывают наружный нос, его послойное строение и сосудисто-нервные образования. В полости носа необходимо остановиться на топографо-анатомических особенностях её стенок, сосудисто-нервных пучков, отверстий и носовых ходов, уделяя внимание расположению околоносовых пазух и возможности развития в них воспалительных процессов, в том числе одонтогенного происхождения. После чего студентам предлагается изучить показания и теоретические основы выполнения ринопластики, вскрытия верхне-челюстной пазухи по Колду­элл-Люку.

Контрольные вопросы

  1. Границы области глазницы.
  2. Внешние ориентиры глазницы.
  3. Особенности строения век.
  4. Слезный аппарат глаза.
  5. Стенки глазницы.
  6. Зрительный канал, его содержимое и сообщение.
  7. Верхняя глазничная щель, её содержимое и сообщение.
  8. Нижняя глазничная щель, её содержимое и сообщение.
  9. Передние и задние решетчатые отверстия.
  10. Бульбарный отдел глазницы и его содержимое.
  11. Ротробульбарный отдел глазницы, его содержимое.
  12. Границы области носа.
  13. Внешние ориентиры области носа.
  14. Наружный нос, его строение, кровоснабжение и иннервация.
  15. Полость носа, её стенки, кровоснабжение и иннервация, сообщение с соседними областями.
  16. Носовые ходы, отверстия, открывающиеся в них, перегородка носа.
  17. Верхнечелюстная пазуха, её стенки, соотношение с корнями зубов верхней челюсти.
  18. Лобная пазуха, её стенки и сообщение.
  19. Клиновидная пазуха, её стенки и сообщение.
  20. Пазухи решетчатой кости, стенки и сообщение.
  21. Пластических операций на веках и бровях.
  22. Ринопластика.
  23. Вскрытие верхне-челюстной пазухи по Колду­элл-Люку.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: