III семестр

I. ПРЕДИСЛОВИЕ

Оперативная хирургия и топографическая анатомия является сложной и трудоёмкой учебной дисциплиной в системе Высшего медицинского образования. В связи с началом функционирования стоматологического факультета, появилась настоятельная необходимость в создании учебного пособия для этого контингента студентов по искомому предмету, в котором приведены «Методические указания к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии», краткие общие данные об операциях, оперативной технике, по хирургическому, стоматологическому инструментарию, а также сведения по новейшему современному оборудованию и инструментальному оснащению широко выполняемых в настоящее время миниинвазивных хирургических вмешательств. В целях облегчения и лучшего восприятия обучаемыми обоснована адекватная дидактическая мотивация, способствующая успешной последовательной познавательной деятельности, как в аудиторное время, так и на практических занятиях, при выполнении экспериментальных учебных операций на животных в предусмотренные кафедрой операционные дни и посещении хирургических клинических баз, во время самостоятельной работы при подготовке к соответствующим разделам и темам изучаемого предмета, включенных в составленную для него Рабочую Программу.

Все вышеизложенное побудило нас к написанию Учебного пособия по предмету в помощь студентам 2 курса стоматологического факультета.

II. Методические указания к практическим занятиям по топографической анатомии

III СЕМЕСТР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 1.

ТЕМА: Основные понятия и определения топографической анатомии и оперативной хирургии. Методы изучения топографической анатомии. Хирургический инструментарий, стоматологический инструментарий. Правила и способы разъединения и соединения тканей.

Учебные цели: студент должен освоить:

а) методы изучения топографической анатомии и научиться их применять;

б) современную классификацию хирургического инструментария и правила пользования;

в) стоматологические инструменты;

г) способы разъединения и соединения тканей;

д) теоретические основы способов остановки кровотечения.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты органов, набор хирургического инструментария, тренажеры, муляжи, таблицы, учебные видеофильмы.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты осваивают методы топографической анатомии, препарирование областей, «Ледяную анатомию» по Н.И.Пирогову, диоптрографию различных органов и тканей, принципы «Типовой анатомии» по В.Н. Шевкуненко, гистотопографию элементов мягкого остова, принципы рентгенографии и инъекционных исследований (коррозия, наливка различными контрастными растворами), обращая внимание на их прикладное значение (для уточнения диагноза, характера течения патологических процессов, обоснования оперативных вмешательств и т.д.). Знакомятся с классификацией хирургических инструментов и правилами пользования хирургическими инструментами для разъединения и соединения тканей, остановки кровотечения (скальпели, ножницы, пинцеты, хирургические иглы и иглодержатели и др.), а также хирургическими инструментами, применяющимися в стоматологии. Осуществляют на тренажерах разрезы, технически выполняют различные виды швов (узловой, непрерывный, матрацный, обвивной и П-образный). В заключении рассматривают методы временной и окончательной остановки кровотечения, сосудистые швы.

Контрольные вопросы.

1. Определение предмета топографическая анатомия.

2. Методы, применяемые при изучении топографической анатомии.

3. Клиническая и хирургическая анатомия.

4. Микрохирургическая анатомия, компьютерно-томографическая анатомия, магнитно-резонансно-томографическая анатомия, рентгеновская анатомия, ультразвуковая анатомия, эндоскопическая анатомия.

5. Границы области и её внешние ориентиры.

6. Голотопия, скелетотопия и синтопия.

7. Проекция органа, проекционная линия.

8. Фасции (поверхностные, собственные, мышечные, органные, внутриполостные). Вклад Н.И.Пирогова, И.Ф.Матюшенкова. Три закона Н.И.Пирогова.

9. Фасциальное ложе, костно-фиброзное ложе, фасциальное влагалище (ложе), мышечное влагалище, сухожильное влагалище, сосудистое влагалище.

10. Клетчаточное пространство, клетчаточная щель.

11. Сосудисто-нервный пучок, коллатеральное кровообращение.

12. Анатомическая изменчивость человека. «Типовая анатомия» по В.Н.Шевкуненко. Возрастные, индивидуальные и половые различия.

13. Требования, предъявляемые к разъединению и соединению тканей.

14. Инструменты и аппараты разъединяющие ткани.

15. Инструменты захватывающие ткани.

16. Инструменты прокалывающие ткани.

17. Расширяющие и оттесняющие инструменты.

18. Зондирующие инструменты.

19. Вспомогательные инструменты

20. Механизированные инструменты.

21. Стоматологические инструменты.

22. Виды швов, применяемых в хирургии.

23. Виды узлов, применяемых в хирургии.

24. Способы остановки кровотечения.

25. Положение скальпеля в руках хирурга при разъединении тканей.

26. Определение оперативного доступа.

27. Определение оперативного приема.

28. Виды хирургических операций.

29. Венепункция и венесекция.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 2.

Тема: Топографическая анатомия и оперативной хирургия мозгового отдела головы. Лобно-теменно-затылочная область.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований мозгового отдела головы;

б) определять границы по внешним ориентирам лобно-теменно-затылочной области;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально - клетчаточных структур;

г) определять локализацию и пути распространения инфекции и гематом в поверхностных и глубоких слоях мозгового отдела головы, характер повреждения экстракраниальных сосудов и нервов при травмах;

д) обосновывать осуществление первичной хирургической обработки ран мозгового отдела головы, этапов, техники и ме­тоды остановки кровотечения из различных сосудов свода черепа..

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают границы лобно-теменно-затылочной области по костным и мышечным ориентирам и её послойное строение, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований. Рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях схемы пироговских распилов свода головы на фронтальном разрезе. При этом необходимо обратить внимание на строение кожи, подкожной клетчатки, сухожильного шлема, подапоневротической и поднадкостничной клетчатки, их значение при определении локализации гематом и гнойных процессов, территории их распространения. Следует акцентировать внимание на особенностях строения костей и их значение при травматических повреждениях, производстве трепанации черепа, а также на топографию венозных коллекторов свода черепа и значении их в регуляции кровотока и распространении инфекции. Затем рекомендуется изучить показания и основные принципы первичной хирургической обработке черепно-мозговых ран и приемов остановки кровотечения.

Контрольные вопросы

1. Границы мозгового отдела головы.

2. Внешние ориентиры мозгового отдела головы.

3. Границы лобно-теменно-затылочнолй области.

4. Слои лобно-теменно-затылочнолй области.

5. Сосудисто-нервные пучки лобно-теменно-затылочнолй области, их проекция на кожу.

6. Особенности строения костей свода черепа.

7. Первичная хирургическая обработка черепно-мозговых ран.

8. Приемы остановки кровотечения при повреждениях сосудов свода черепа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: