1. При обследовании пациентов часто дается характеристика зева.
Объясните понятие «зев» и «лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-Вальдейера». С чем связана частота воспаления зева?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию № 2.
ТЕМА: Клиническая (хирургическая) анатомия челюстей и зубов. Строение различных зубов. Формула молочных зубов и сроки их прорезывания. Формула постоянных зубов. Соотношение рядов верхних и нижних зубов (прикус). Разновидности аномалий челюстей (микрогения, прогения, прогнатия). Кровоснабжение и иннервация зубов и челюстей. Височно-нижнечелюстной сустав. Методики восстановления подвижности височно-нижнечелюстного сустава (по Рауэру, Львову, Мухину) и вправление вывиха в нём.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях верхней и нижней челюстей, височно-нижнечелюстного сустава;
|
|
б) определять внешние ориентиры верхней и нижней челюстей, особенности строения различных зубов;
в) описывать с точки зрения клинической анатомии соотношение рядов верхних и нижних зубов, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований;
г) определять, локализацию и пути распространения гноя при воспалении зубов и челюстей;
д) обосновывать осуществление методик восстановления подвижности (по Рауэру, Львову, Мухину) и вправление вывиха в височно-нижнечелюстном суставе.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают по влажным и сухим препаратам головы, на черепе внешние и внутренние ориентиры верхней и нижней челюстей, подчеркивая их значение при выполнении разрезов и проводниковой анестезии. Уделяется особое внимание строению различных зубов (резцов, клыков, премоляров и моляров), особенностям их соединения с челюстями. Уточняются сроки прорезывания зубов, формулы молочных и постоянных зубов. Определяются соотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей (разновидности прикуса). Далее приступают к рассмотрению особенностей кровоснабжения и иннервации челюстей и зубов. Подчеркивается значение перечисленных анатомических образований при удалении зубов, возникновении и распространении гнойных процессов. После чего студентам предлагается рассмотреть строение височно-нижнечелюстного сустава и принципы восстановления подвижности в нём (по Рауэру, Львову, Мухину), а также вправления вывиха.
Контрольные вопросы
1.Внешние и внутренние ориентиры верхней и нижней челюстей.
|
|
2. Особенности строения резцов, клыков, премоляров и моляров.
3. Формула зубов.
4. Сроки прорезывания зубов.
5. Корни различных зубов и особенности их соединения с челюстями.
6. Прикус и его разновидности.
7. Кровоснабжение и иннервация челюстей и зубов.
8.Пути распространения гноя при воспалении зубов и челюстей.
9. Строение височно-челюстного сустава.
10. Операции восстановления подвижности в височно-нижнечелюстном суставе (по Рауэру, Львову, Мухину)
11. Вправление вывиха в височно-нижнечелюстном суставе.