Анатомо-хирургические задачи

1. У больного 29 лет, затрудненное прорезывание 8 правого нижнего зуба и, как следствие этого, воспалительный процесс распространился на нижнечелюстной канал с развитием сильных болей.

Какими особенностями взаимоотношений нижних задних зубов с нижнечелюстным каналом можно объяснить вовлечение этого канала в воспалительный процесс, характеризующийся сильными болями?

2. У больного как осложнение пульпита (7-го правого верхнего зуба) возник гнойный синусит-максиллит (гайморит).

Какими особенностями анатомических взаимоотношений корней 7 верхнего зуба можно объяснить переход воспалительного процесса в верхнечелюстную пазуху?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 3.

ТЕМА: Топографо-анатомическое обоснование проводниковой анестезии в стоматологии (туберальной, инфраорбитальной, мандибулярной, торусальной, палатинальной анестезии, анестезии носонёбного и язычного нервов).

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) определять по внешним и внутренним ориентирам полости рта, верхней и нижней челюстей, твердого нёба места расположения верхнего и нижнего альвеолярных, язычного, большого нёбного и носонёбного нервов;

б) обосновывать осуществление аппликационной, инфильтрационной, проводниковой (туберальной, инфраорбитальной, мандибулярной, торусальной, палатинальной анестезии, анестезии носонёбного и язычного нервов) и пародонтальной (поднадкостничной, внутрисвязочной или интралигаментарной, внутриперегородочной или интрасептальной, внутрипульпарной и внутриканальной) анестезии.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Обучающиеся должны усвоить, что аппликационная (терминальная) анестезия может быть достигнута с помощью гелей, аэрозолей, жидких растворов, мазей, самоклеящейся пленки, содержащих высокую концентрацию анестетика.

Инфильтрационная анестезия обеспечивает блокирование концевых разветвлений нервных стволов в зоне распространения (инфильтрации) анестезирующего вещества.

Проводниковая анестезия обеспечивает продолжительное обезболивание обширной области тканей в зоне иннервации блокированного нервного ствола.

Пародонтальная анестезия заключается в обезболивании твердых тканей зубов и пародонта.

Студенты изучают по внешним и внутренним ориентирам на влажных и сухим препаратах головы, верхней и нижней челюстей тканей пародонта, перидонтальной щели, связок и перегородок между лунками зубов, а также места расположения верхнего и нижнего альвеолярных, язычного, большого нёбного и носонёбного нервов, уделяется особое внимание зонам их иннервации.

При обосновании туберальной анестезии по Вейсблату следует уточнить локализацию верхних задних альвеолярных нервов у бугра верхней челюсти, переходной складки позади скулоальвеолярного гребня соответственно рас­положению второго верхнего коренного зуба.

Рассматривая инфраорбитальную анестезию внутриротовым способом необходимо определить расположение верхних передних альвеолярных нервов в подглазничном отверстии, переходную складку между вер­хушками центрального и бокового резцов. Для осуществления внеротового способа инфраорбитальной анестезии важно уточнить проекцию подглазничного отверстия, ориентируясь на середину нижнего края глазницы, место со­единения верхней челюсти со скуловой кос­тью, а также на вертикальную линию, прове­дённую через второй премоляр.

Изучая мандибулярную анестезию акцентируют внимание на положении нижнечелюстного отверстия и нижнего альвеолярного нерва. Для осуществления внутриротового способа следует определить контуры переднего края ветви ниж­ней челюсти, кнутри от неё пальпируют позадимолярную ямку, а за ней - височный гре­бешок (crista temporalis). При внеротовом способе пальпируют нижний край ниж­ней челюсти на 1,5см кпереди от её угла.

Обосновывая торусальную анестезию по Вейсбрему надлежит определить нижнечелюстное возвышение, расположенное на внутренней поверхности основания венеч­ного отростка нижней челюсти несколько выше и кпереди от нижнечелюстного отверстия, а сзади от возвышения уточняют ход ниж­него альвеолярного нерва,медиально – язычного, спереди - щёчного нервов.

При рассмотрении палатинальной анестезии важно уточнить расположение большого нёбного отверстия и одноименного нерва, а для выполнения проводникового обезболивания носонёбного нерва определяют положение резцового со­сочка и резцового ка­нала.

Для выполнения анестезии язычного нерва определяют положение язычного желобка на уровне коронки III большого коренного зуба нижней челюсти.

Контрольные вопросы

1.Аппликационная анестезия.

2. Инфильтрационная анестезия.

3. Внешние ориентиры для проведения пародонтальной анестезии и её техника.

4. Туберальная анестезия.

5. Инфраорбитальная анестезия.

6. Мандибулярная анестезия.

7. Торусальная анестезия.

8. Палатинальная анестезия.

9. Анестезия носонёбного нерва.

10. Анестезия язычного нерва.

АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Больному планируется удаление верхнего коренного зуба.

Какой способ проводниковой анестезии целесообразен в данном случае? Дайте его топографо-анатомическое обоснование.

2. В стоматологической практике распространенными способами проводникового обезболивания является мандибулярная и торусальная анестезии.

По каким анатомическим образованиям полости рта следует ориентироваться при проведении иглы и какие нервы при этом блокируются?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 4.

ТЕМА: Операция удаления зуба. Характеристика и особенности применения щипцов и элеваторов для удаления различных зубов верхней и нижней челюсти. Принципы выполнения операций при пародонтозе (кюретаж, гингивотомия, гингивэктомия, остеопластика), остеосинтеза при переломах костей лица, остеотомий нижней челюсти (по Рауэру, Львову, Мухину, Йовчеву).

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, пироговские срезы, набор хирургического, стоматологического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) определять щипцы для удаления зубов верхней и нижней челюстей;

б) обосновывать приемы держания и наложения щипцов, вывихивания зуба, извлечения зубов из лунки

в) обосновывать технику выполнения кюретажа, гингивотомии, гингивэктомии, остеопластики, остеосинтеза при переломах костей лица, остеотомий нижней челюсти по Рауэру, Львову, Мухину, Йовчеву.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя

Студенты изучают конструктивные особенности щипцов для удаления различных зубов верхней и нижней челюстей в связи с учетом их анатомических особенностей (резцов, клыков, малых и больших коренных зубов, III большого коренного зуба), обращают внимание на щипцы для удаления корней зубов, элеваторы (прямой, угловой и штыковидный Леклюза). Далее осваивают способы удержания щипцов. После этого обучающиеся приступают к рассмотрению этапов удаления зуба: наложение щипцов, продвигание щечек щипцов под десну, смыкание щипцов (фиксация), вывихивание зуба путём люксации или ротации, извлечение зуба из лунки (тракция). После чего студентам предлагается перейти к изучению техники гингивотомии, гингивэктомии, остеопластики, остеосинтеза при переломах костей лица, остеотомий нижней челюсти по Рауэру, Львову, Мухину, Йовчеву.

Контрольные вопросы

  1. Щипцы для удаления зубов верхней челюсти.
  2. Щипцы для удаления зубов нижней челюсти. челюсти.
  3. Элеваторы.
  4. Способы удержания щипцов при удалении зубов.
  5. Этапы удаления зуба.
  6. Гингивотомия и гингивэктомии.
  7. Остеопластика и остеосинтез при переломах костей лица.
  8. Остеотомия нижней челюсти по Рауэру, Львову, Мухину, Йовчеву.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 5.

ТЕМА: Клиническая (хирургическая) анатомия и оперативная хирургия шеи. Области шеи. Треугольники шеи. Голотопия, скелетотопия и синтопия сосудисто-нервных пучков шеи. Первичная хирургическая обработка ран шеи. Доступы к сонным артериям. Ваго-симпатическая блокада по А.В.Вишневскому. Ситуационные задачи. Просмотр учебных видеофильмов.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований шеи;

б) определять границы области шеи по внешним ориентирам;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию магистральных сосудов и нервов шеи;

г) определять повреждения сосудисто-нервных пучков при ранениях шеи;

д) обосновывать осуществление доступов к сосудисто-нервным пучкам шеи, правильно использовать соответствующие общепринятые разрезы при гнойных процессах и первичной хирургической обработке ран, определять точку вкола иглы при выполнении ваго-симпатической блокады по А.В.Вишневскому.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты шеи, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают по костным, мышечным и сухожильным ориентирам границы областей шеи, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, послойное её строение. В сонном треугольнике шеи следует обратить внимание на локализацию основного сосудисто-нервного пучка, его проекцию на кожу, отличительные особенности наружной и внутренней сонных артерий, связь внутренней яремной вены с париетальным листком внутришейной фасции, ход блуждающего нерва и его взаимоотношении с симпатическим стволом, а также расположение шейной петли в связи с выполнением доступов, шейной ваго-симпатической блокады и возможностью возникновения воздушной эмболии при ранениях. Изучая топографию латерального треугольника, необходимо акцентировать внимание на расположение подключичной артерии и вены, плечевого сплетения, проекцию грудного лимфатического протока. В топографии поднижнечелюстного треугольника рассматривается поднижнечелюстная слюнная железа и её фасциальное ложе, в котором расположены лимфатические узлы с сосудами и нервами, треугольник Н.И.Пирогова, подчеркивается его значение при перевязке язычной артерии на протяжении.

После чего студентам предлагается перейти к рассмотрению техники первичной хирургической обработки ран шеи и шейной ваго-симпатической блокады по А.В.Вишневскому.

Контрольные вопросы

1. Границы и внешние ориентиры шеи.

2. Области шеи.

3. Подподбородочный, поднижнечелюстной, сонный, латеральный треугольники шеи.

4. Треугольник Пирогова.

5. Медиальный сосудисто-нервный пучок шеи.

6. Латеральный сосудисто-нервный пучок шеи.

7. Надгрудинное межапоневротическое, превисцеральное, ретровисцеральное, околопозвоночное клетчаточные пространства шеи и их содержимое.

8. Клетчаточные пространства основного сосудисто-нервного пучка шеи и латерального треугольника шеи и их содержимое.

9. Доступы к сонным артериям на шее.

10. Техника первичной хирургической обработки ран шеи.

11. Техника шейной ваго-симпатической блокады по А.В.Вишневскому


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: