Происхождение и основные этапы развития науки

Существуют 5 основных подходов к определению времени возникновения науки в зависимости от того, какое понимание вкладывается в это понятие.

1) Наука сопровождает любую практическую и познавательную деятельность человека, поэтому она появилась одновременно с человеком разумным.

2) Наука возникла в Греции в 5 веке до н.э., когда знание впервые было соединено с обоснованием. Наука здесь понимается как обоснованное знание. (пифагорейцы, математическая доказательность, аксиоматический метод) (отождествление науки и теоретической философии, науки и того, что в эпоху античной классики называли «эпистеме» - разумное знание об умозрительных сущностях).

3) Наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12 – 13 века) вместе с усилением роли опытного знания и математики. (опытное, индуктивное знание).

4) Наука возникла в Европе в 16 – 17 веках, когда была разработана первая развитая физическая теория физики, выраженная на языке математики (Кеплер, Галилей, Ньютон). Идеалом науки становится математически обоснованное естествознание. Наука соединяется с технической практикой.

5) Наука начинается с первой трети 19 века, когда исследовательская деятельность была объединена с образованием. Институционализация науки.

От мифа к Логосу

Первый вопрос, который возникает у нас, когда мы касаемся возникновения научного дискурса: каковы основания считать построения милетцев и других греческих философов ближе к научному мировоззрению, чем к мифологическому и религиозному? Фантастичность этих построений и их генетическая близость к мифологии, казалось бы, должны убедить нас в том, что они не имеют никакого отношения к научному взгляду на мир. Но, тем не менее, именно они лежат у истоков формирования такого взгляда.

Принято считать, что отличительной чертой «новоиспеченной» философии в сравнении с той же религией и мифологией была установка на рациональное познание. Но этот аргумент работает лишь до тех пор, пока мы ограничиваем рациональность областью науки и логики. Получается замкнутый круг: определяем науку через рациональность, а рациональность – через науку. В последнее время стали говорить о различных типах рациональности, в том числе и об особой рациональности мифа (К. Хюбнер). Если рациональность – это апелляция к разуму, то для человека традиционной культуры «мифологическая аргументация» звучит куда более убедительно, чем аргументы современной физики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: