Отличие житейских психологических знаний от научных

Первое отличие: житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. (официанты, таксисты обладают определенным опытом который помогает им строить свое взаимоотношение с людьми; дети умеют подстраиваются под требования взрослых, ребенок знает как построить взаимоотношение, что бы добиться нужной цели от с мамы, бабушки, отца.)

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.

Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Существует особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, (выражаются теми же словами однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.)

Второе отличие: особенность житейских знания состоит в том, что они носят интуитивный характер, знании приобретаются путем практических проб.

К примеру: дети путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.

Вот выдержка из Интернета:

§ Наш ребенок в буквальном смысле вьет из нас с мужем веревки, при том, что у бабушки с дедушкой просто шелковый, как с этим бороться посоветуйте, пожалуйста. Может у кого-то есть подобный опыт воспитания, сыну 4 года.

http://vdetskommire.ru/edu/detskie-krizisy-krizis-1-goda/?cid=228

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты.

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Третье отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

Житейский опыт передается от предыдущего поколения с большим трудом.

Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое отличие: состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии.

В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.

В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Практическая психология (в психологической литературе ее часто отождествляют с житейской)

§ — часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей.

§ Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.

§ Практика психологии часто значительно опережает теорию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: