Конфликтогенная коммуникация

Индивидуальный порог толерантности: у нормальных людей безрезультатная тактика в конфликте постепенно смещается от мягкой (обоснование, дружелюбие, сделки) к нейтральной (поиск союзников, увеличивающих ранг; демонстрации, угрозы) и только потом к жесткой (давление, насилие, захват спорного, психологическое и физическое насилие, ущерб).

Со временем порог понижается и чаще начинает использоваться то, что дает лучший результат: вознаграждаемая конфликтность личности. Формируется устойчивый стереотип конфликтного разрешения социальных разногласий.

Из-за малой предсказуемости в затяжном конфликте горизонт планирования сужается до кратковременных решений с немедленной выгодой. Люди заученно замыкаются на удовлетворение себя (вместо построения для нас на века). Прячут информацию о себе, своих целях/желаниях как такую, которая может быть использована против них. В такой позиции они подавлены негативными эмоциями и страхами. Такое состояние формирует много иррациональных убеждений и запутанных теорий: меньше понимаем — сложнее объясняем.

Чем более наша коммуникации идет «про меня» вместо «про нас двоих», тем она потенциально способна вызывать конфликт. Любые замеченные (в том числе невербальные) сигналы манипуляции или игнорирования интересов склоняют в сторону начала соперничества:

o критерии оценки результатов деятельности других: несовместимые и/или завышенные требования. Ставить невыполнимые цели. Желание устанавливать критерии за другого, а не разрешить ему самооценки.

o отобрать у человека возможность быть успешным: радоваться своим результатам. Опускать его достижения.

o воспринимаемое несправедливым сваливание на человека своих проблем и неудач. обвинения «козёл отпущения».

o отказ принимать личность такой какая есть: «ну почему ты не такой как...?». Необоснованное сравнение с другими. Личностные выпады и претензии (вместо поведения «когда... ты ведёшь себя как козел» переход во всегда «ты козел»).

o авторитарность и категоричность «только так». Снисходительный тон, «я всё знаю, а ты нет», «кто ты такой в сравнении со мной?».

o ограничение свободы. Люди плохо переносят, когда у них что-то отбирают.

o постановка в безвыходные ситуации, сложные выборы. Публичное унижение.

o разжигание негативных эмоций и их подкрепление. Ответ на негатив негативом. Агрессия, сарказм, оскорбления, угрозы, недовольство.

o занимание чужого места (намерено или случайно), в том числе в физическом пространстве.

o несоблюдение установленной ранговой иерархии, общепринятых норм, неуважения исторического порядка.

o наказания и санкции, которые воспринимаются как несправедливые.

Кроме того, конфликтогенность зависит от состояния здоровья, накопленного телом стресса и от проведения пространственно-временых границ восприятия себя в мире: чем больше горизонт истории/планирования и чем более шире в контексте Вселенной человек оценивает ситуации, тем меньшее значение он им придает («через 100 лет как это? а для всего человечества значимо?»)

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить. «Побеждать — глупейшее занятие. Не победить, а убедить — вот что достойно славы!» Мир основан на компромиссных связях.

Как другой человек воспринимать мое сообщение: «я сделаю тебе хуже» или «я сделаю нам лучше»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: