Высшие ценности, сакральное

Самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлечены в какое-либо дело, внешнее по отношению к ним. Важное вне самих себя. Они преданы чему-то для них очень ценному – своему призванию.

Работа (в широком смысле) становится частью их Я. Они трудятся над тем, к чему призвала их судьба, и что они любят, так что различие между работой и удовольствием для них исчезает. У них есть ценность (это не равно эмоционированию на). Для такого человека профессия, к примеру, юриста будет средством достижения справедливости, а не самоцелью. Я расширено.

Включение ценностей в Я имеет и другие важные последствия. Так, можно любить справедливость и правду в мире или же в другом человеке. То, как ваши друзья движутся к правде и справедливости, может доставлять вам радость, и, наоборот, если друзья удаляются от этих идеалов, вы будете ощущать печаль. Это легко понять. Но, предположим, вы чувствуете, что сами успешно движетесь к правде, справедливости, красоте, добродетели. Тогда вы вполне можете обнаружить, что вы полюбите себя и будете от себя в восхищении, будете испытывать чувство, подобное здоровой любви к себе, описанной Э.Фроммом.

Отношение к определенной части мира для человека (+2) бесконечно важно. Люди уровня (0) продуцируют десакрализацию всего к чему прикасаются (защитный механизм как и комплекс Ионы) — они быстро сделают любую вещь привычной\скучной, обыденной, незначительной. Цинично обесценят.

Возьмем десакрализацию секса нашей молодежью. В сексе, дескать, нет ничего особенного, это естественная вещь. И его сделали настолько обыденным, что во многих случаях он потерял свои поэтические качества, а это значит – потерял практически все.

Ресакрализация означает стремление вновь и вновь видеть это «с точки зрения вечности». Освежение сознания. Это означает способность видеть священное, вечное, символическое. Например, видеть Женщину с большой буквы и все ее качества при встрече с каждой конкретной женщиной. Почтение и восхищение. Ресакрализация позволяет одновременно увидеть объект во многих ракурсах значимости (священной, поэтической, практической, личностой, итд).

Для любовников, видящих друг друга в свете бытийных ценностей, а не только удовлетворения потребностей, половой акт становится священным ритуалом.

Даже самая скучная, тоскливая работа, если только она в принципе обладает ценностью, может быть освящена, сакрализована, онтифицирована («обытийствлена»), превращена из простого средства в цель, в самоценность.

Список основных ценностей перечислен в подглаве «III. Бытийные ценности». С некоторыми моими правками перевода они такие: истина, добро, красота, цельность и единство противоположностей, живость и спонтанность, уникальность, совершенство и стабильность, завершенность, справедливость и порядок, простота, разнообразие, непринужденность, игра и юмор, самодостаточность. Гипотеза Маслоу в том, что лучшие произведения искусства полнее соответствуют этим ценностям.

Метамотивация представляет собой общевидовое свойство и, тем самым, надкультурна и общечеловечна, а не создается культурой произвольно.

Метапотребности обладают (в среднем) равной побудительной силой. Мне не удалось выявить общей иерархии доминирования. Но у любого конкретного человека они могут быть и зачастую в самом деле организованы иерархически в соответствии с его специфическими талантами и конституциональными отличиями.

Нехватка этих ценностей (то есть примат: бесчестность, зло и ненависть, уродство и безвкусица, бардак, категоричность А или Б, сверхзарегулированость, одинаковость, некачественность, опасная непредсказуемость, незавершенность, несправедливость и беззаконие, путающая сложность, убогость, трудность и изнеможденность, унылость и безрадостность, зависимость, бессмысленость), как упоминалось выше, приводит к метаболезням.

...бытийные ценности будут сильнее предпочитаться: (1) психологически более здоровыми, зрелыми людьми; (2) старшими; (3) более сильными и независимыми; (4) более мужественными; (5) более образованными и т.п. Одним из условий повышения процента выбирающих бытийные ценности есть отсутствие сильного социального давления.

Глубинно-диагностические и терапевтические техники должны, помимо прочего, также раскрывать метапотребности, поскольку, как это ни парадоксально, наша «высшая природа» выступает также нашей «глубинной природой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: