Задания. 1. Определите, какие функции языка реализуются в следую­щих высказываниях

1. Определите, какие функции языка реализуются в следую­щих высказываниях:

«Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ноч­ных» (О. Мандельштам).

«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» (из учебника геометрии).

«Здравствуйте, меня зовут Владимир Петрович!» (учитель, входя в класс).

«Учет» (табличка на двери магазина).

2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языко­вые функции «не срабатывают»?

... А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Шарле ву франсе?» - ты что подумаешь?

Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке.

3. Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам - объяс­ни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила при­менительно к вопросу о языковых функциях?

4. Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпре­тации данных вопросов и ответов?

«У вас спички есть?» - «Не курю». «Вы уже ложитесь?» - «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» - «Сейчас будет».

5. Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст и спрогнозировать ответную реакцию слушающего:

У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть?

6. В лингвистике известен феномен так называемых окказио­нальных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. К сфере языка или речи относятся такие слова, и какое свойство языка/речи они демонстрируют? Приведите соответствующие примеры.

7. Метафора может быть как явлением языка, так и явлением речи. Метафоры языка: нос (корабля), ручка (кресла), лист (бума­ги) и т. п. Приведите примеры метафор речи (из газет, художест­венной литературы, разговорной речи).

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.15-24.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 1, 17

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1.

Практическое занятие13.

Формы существования языка. Социальная и территориальная дифференциация языка

Национальный язык и его составляющие.

Основные признаки литературного языка.

Основные признаки обиходно-разговорного языка.

Территориальная дифференциация языка, основные признаки диалекта.

5. Социальная дифференциация языка (сословно-классовые, половозрастные варианты, жаргоны арго).

Задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: