Для самостоятельной работы студентов

Сборник упражнений

Предисловие для господ студентов

Еще недавно вы обучались в школе. И вам, безусловно, знакомы различные сборники упражнений и задачники по математике, физике, химии. А вот в гуманитарных науках они пока редкость.

Вместе с тем, это довольно странно. Изучение любого предмета подразумевает не только сидение на лекциях, но и тренировку в применении знаний на практике. В конце концов, культурология – наука скорее прикладная, чем теоретическая. Поэтому решение этих заданий поможет не только сдать экзамен или проверить свой уровень усвоения предмета, но и немного разобраться в окружающей жизни.

Чтобы облегчить вам жизнь, автор постарался сделать упражнения более веселыми и привлекательными. Здесь часто встречаются элементы игр, шарад, головоломок. Во многом это объясняется тем, что некоторые задания были разработаны для фестиваля интеллектуальных игр «Новое поколение», и предназначались для игр в большом зале со многими командами. Я рад, что они не пропали втуне.

Как пользоваться этим сборником упражнений? Довольно просто. Во-первых, необходимо помнить, что настоящее обучение проходит все-таки в библиотеке, а потому каждый семинар предваряется блоком «Домашнее задание», где перечислены основные учебные пособия, монографии и статьи, прочитав которые вы без труда справитесь с поставленной задачей. Во вторых, не пренебрегайте уточнением терминов через словари и справочники по культурологии, социологии, философии, истории. Лучше просто приобрести их и держать под рукой. Не помешает и словарь иностранных слов – порой его бывает достаточно, чтобы разобраться с непонятным термином. Помните, что большинство недоразумений между людьми (и между преподавателем и студентом в том числе) происходит потому, что люди вкладывают разное значение в то или иное слово. Не поддавайтесь ложному чувству, что «все понятно» - часто это самообман.

И, наконец, в третьих – внимательно читайте все пояснения и материалы для размышлений. Там содержится много подсказок и намеков, не говоря уже о ценной информации.

Отдельно хочется сказать спасибо студентам групп ПКМ-01 и РКТ-01, ставшим первыми «подопытными кроликами» в испытании этого сборника, и студентам группы ПР-02-03 ПГТУ за помощь в восстановлении таинственно исчезнувших файлов с моего компьютера.

Удачи вам, господа студенты, в изучении наук.

О.В.Лысенко

Предисловие для коллег-преподавателей

Данный сборник, по мысли автора, призван облегчить труд преподавателя культурологии. Сразу же стоит договориться о понятиях. Из двух основных подходов к культурологии, первый из которых ближе к истории искусств и достижений, а второй – к социологии культуры, автор придерживается последнего, обозначенного в таких учебных пособиях, как «10 лекций по культурологии» О.Л. Лейбовича и в «социологии культуры» Л.Г. Ионина. Для использования сборника в преподавательской деятельности целесообразно и сам лекционный курс строить на этих учебниках.

Сам сборник упражнений предназначен для работы на семинарах (практических занятиях) в нескольких режимах.

Во-первых, он может быть использован в качестве рабочей тетради, выдаваемой студентам для самостоятельной работы над упражнениями. Исходя из простого тезиса, согласно которому человек может постичь только то, что присутствует в его культурном мире, автор постарался сочинить свои задания на совершенно простом материале – сказках, анекдотах, телевизионных сюжетах, образах художественной литературы. Единая система подачи упражнений, наличие примеров и готовых форм для ответа, предполагаемая однозначность и краткость ответов с одной стороны позволяют студенту первых курсов действовать в автономном режиме, а с другой стороны – позволяют преподавателю быстро и качественно проверять и оценивать работу.

Во вторых, сборник упражнений может быть использован как основная канва для построения семинарского занятия в «устном» режиме. Предлагая студентам упражнения в качестве домашнего задания (для этого предусмотрен блок «домашнее задание» с библиографией и терминологией) на самом занятии можно больше времени уделить проверке и разбору ответов, обсуждая наиболее сложные места и добиваясь понимания изучаемых проблем. В этом случае упражнения хорошо сочетаются с другими, более привычными формами работы на семинарах: с работой в группе (особенно в заданиях типа «найдите аргументы в пользу бюрократа»), организации дискуссии, интеллектуальными играми. Этот вариант был опробован автором на гуманитарных специальностях Пермского технического университета.

В третьих, сборник упражнений может быть использован в качестве пособия для составления контрольных и проверочных работ, в том числе и экзаменационных. В этом случае можно просто скомпоновать подходящие по смыслу и форме упражнения в зависимости от особенностей курса и ситуации. Одним словом, каждый может использовать этот сборник по своему усмотрению.

Известная сложность состоит в неоднозначности решения многих проблем в рамках культурологии. Автор прекрасно понимает, что его подходы и взгляды могут не разделяться многими коллегами. Именно поэтому сборник лишен такого важного раздела, как «ответы». Каждый преподаватель может сам определить, что будет более точным и правильным ответом в том или ином случае.

И еще один важный момент. Автор хотел бы сказать слова благодарности моим коллегам и друзьям, без которых всего этого не появилось бы на свет:

· Олегу Леонидовичу Лейбовичу и Александру Дмитриевичу Боронникову – за советы и рекомендации;

· Константину Викторовичу Титову, Александру Игоревичу Казанкову и Елене Григорьевне Цыловой – за тесное сотрудничество на фестивале; без их остроумности, знаний и терпения идеи этого сборника вообще бы не возникло;

· Ольге Юрьевне Андреевой, Анне Семеновне Кимерлинг и Андрею Николаевичу Кабацкову – за искреннее внимание к моей работе и помощь в апробации заданий.

Всем, кто пожелает сообщить свои предложения, замечания, дополнения, или рассказать о своем опыте использования данного учебного пособия или о собственном опыте разработки аналогичных материалов автор предлагает воспользоваться его электронным адресом: lycenko@yandex.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: