Упражнение 3 (уровень 5-го класса средней школы.) Как определяются понятия?

Материал для размышления: наиболее часто встречается сочетание родо-видового и функционального способов определения понятий. Процедура при этом такова: (распишем ее пошагово): вначале мы представляем (или подразумеваем) весь объем объектов, встречающихся в мире (нулевой шаг); затем избираем подход к этим объектам, то есть точку зрения (1-й шаг), далее делим с этой точки зрения все объекты на роды, классы, виды и т.д. (2-й, 3-й, 4-й и т.д. шаги), и, в завершении, указываем его функциональное назначение.

Например:

"Легковой автомобиль" с технической точки зрения (1 шаг) есть вид транспорта (2-й шаг), приводимый в движение механическим двигателем (3-й шаг), относительно небольших размеров (4-й шаг), предназначенный для перевозки от 5 до 8 человек (последний шаг). Иногда в научной литературе некоторые самоочевидные шаги пропускаются, но при этом они всегда подразумеваются.

Задание:

Пользуясь этой процедурой, дайте описание понятия "культурологии".

“Культурология” _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла)

Упражнение 4. Какова структура научного исследования?

Материал для размышления: используем старый анекдот:

Василий Иванович Чапаев проводит опыт:

- Берем таракана и отрываем ему одну лапу. Бросаем таракана на пол. Говорим ему: «Беги, тараканчик». Хм, таракан бежит... Отрываем ему вторую лапу. Говорим ему: «Беги, тараканчик». Таракан бежит. Отрываем ему третью лапу. Снова говорим ему: «Беги, тараканчик». Таракан бежит. Отрываем ему четвертую лупу. Говорим ему: «Беги, тараканчик». Таракан не двигается! Пиши, Петька: на четвертой лапе таракан потерял слух!

Задание.

Предположим, что это действительно попытка научного исследования. Теперь Василию Ивановичу необходимо ознакомить научную общественность с результатами своих изысканий - написать научную статью в журнал «Вопросы биологии». Для этого ему надо сформулировать:

· исходные постулаты своего исследования (здесь их, как минимум, три), причем именно те, которые действительно необходимы для проведения такого эксперимента (пожалуйста, не пишите при этом такие постулаты, как «у таракана есть лапы» - это слишком банально);

· цель исследования;

· гипотезу и метод исследования.

Выполните эту работу за Василия Ивановича, рассуждая, как он.

Исходные постулаты 1. 2. 3.
Цель Исследования  
Гипотеза  
Метод  

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Упражнение 5. Почему человек способен познать мир? (автор - к.ф.н., доцент Казанков А.И.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: