Материал для размышления: Философская притча

Однажды к доктору Пилюлингу, жившему в Англии XVIII века, пришла на прием почтенная мэм и попросила обследовать своего сына, студента, чрезмерно увлекшегося изучением наук и философии. Пациент сидел в соседней комнате на стуле. Он ронял свой платок на пол, поднимал его, снова ронял и т.д.

Мэм: - Доктор, с нашим мальчиком плохо, говорила я, что эти усиленные занятия философией не доведут его до добра. Он занимается этим уже вторые сутки. Доктор взял стул и сел рядом.

Док: - Позвольте спросить, что это вы делаете?

Студент: - В колледже мне задали задание, доказать действие закона всемирного тяготения.

Док: - А разве одной попытки не достаточно?

Студент: - Опыт - единственный источник достоверного знания, не так ли, доктор?

Док: - Естественно.

Студент: - Но ведь опыта в том, что касается будущего, у нас нет?

Док: - Да, естественно, нет.

Студент: - Таким образом, данный опыт имеет доказательную силу сейчас. Но могу ли я предположить, что сила доказательства будет сохраняться, пока я не проведу испытания снова? (роняет предмет) Ну, вот - в очередной раз закон доказан.

Док: - А нельзя ли доказать этот закон другим путем? Ведь если мы заметили регулярность, то что мешает нам предположить, что она будет продолжаться и в будущем?

Студент: - Отнюдь, вот моя матушка, например, всегда ходила к обедне в черной шляпке и позавчера тоже, а сегодня одела лиловую, мода, видишь ли, изменилась. Так что, регулярность явлений не может служить доказательством.

Доктор почесал затылок, а потом сел рядом с пациентом, поднял брошенный платок и тоже уронил его на пол. Так они и бросали его по очереди. Студент: - Как хорошо, доктор, что Вы пришли мне на помощь. Я чувствую острую естественную необходимость отлучиться на несколько минут.

Док. (невозмутимо): Не далее как секунду назад Вы убедили меня, что необходимость - недоказуемая гипотеза, нуждающаяся в постоянном подтверждении опытом. Сядьте, молодой человек. Вам стоит предположить, что через минуту ваши позывы исчезнут сами собой!

Студент (переминаясь с ноги на ногу): - Доктор! Если мы помедлим еще минуту, действие естественных причин приведет к конфузу, недостойному моего возраста и положения! Вероятно, законы природы столь же обязательны, столь и необходимы!

Док.: - Что же Вас переубедило, милейший?

Студент: - Идея о непреложности естественных причин столь ясна и самоочевидна, что мой разум не может ее отвергнуть!

Док.: То-то, молодой человек, бегите! Да, и обязательно вымойте руки, - говорят, во Франции выдумали каких-то микробов. - (в сторону) - Континентальные штучки!

Как Вы догадались метод познания молодого человека ни что иное, как индукция, а принадлежит он к философской школе эмпириков, обосновавшей в те времена науку, как самостоятельную область знаний.

Задание:

Ниже приведен текст, более содержательно отражающий основные аргументы школы эмпиризма. В тексте выделены ключевые термины. Установите между ними логические связки (они обозначены линиями), используя следующие символы: ">" - включение ("А > В" - то есть В является частью А); "=" -тождество ("А=В" - т.е. А и В - одно и тоже); "≠" - отсутствие тождества ("А≠В" - А - это не Б); "→" - причина-следствие ("А→В" - т.е. А есть причина В); "≈" - ассоциация (А действует/выглядит так же, как и В).

Текст

Мир открывается человеку в опыте. Опыт есть результат воздействия мира на органы чувств человека. Непосредственное чувственное восприятие есть единственный способ, получения человеком (субъектом) достоверного знания о мире (объекте).

Разум обладает только деятельными способностями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование). Это просто своеобразная опрерациональная система обработки информации. В самом разуме нет ничего, чего не было бы прежде в чувствах, в нем нет никаких врожденных идей. Человек, таким образом, есть некое «чувствилище» -вместилище ощущений.

Познание естественных законов природы есть продукт применения деятельных способностей разума к данным чувственного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: