Однажды к доктору Пилюлингу, жившему в Англии XVIII века, пришла на прием почтенная мэм и попросила обследовать своего сына, студента, чрезмерно увлекшегося изучением наук и философии. Пациент сидел в соседней комнате на стуле. Он ронял свой платок на пол, поднимал его, снова ронял и т.д.
Мэм: - Доктор, с нашим мальчиком плохо, говорила я, что эти усиленные занятия философией не доведут его до добра. Он занимается этим уже вторые сутки. Доктор взял стул и сел рядом.
Док: - Позвольте спросить, что это вы делаете?
Студент: - В колледже мне задали задание, доказать действие закона всемирного тяготения.
Док: - А разве одной попытки не достаточно?
Студент: - Опыт - единственный источник достоверного знания, не так ли, доктор?
Док: - Естественно.
Студент: - Но ведь опыта в том, что касается будущего, у нас нет?
Док: - Да, естественно, нет.
Студент: - Таким образом, данный опыт имеет доказательную силу сейчас. Но могу ли я предположить, что сила доказательства будет сохраняться, пока я не проведу испытания снова? (роняет предмет) Ну, вот - в очередной раз закон доказан.
|
|
Док: - А нельзя ли доказать этот закон другим путем? Ведь если мы заметили регулярность, то что мешает нам предположить, что она будет продолжаться и в будущем?
Студент: - Отнюдь, вот моя матушка, например, всегда ходила к обедне в черной шляпке и позавчера тоже, а сегодня одела лиловую, мода, видишь ли, изменилась. Так что, регулярность явлений не может служить доказательством.
Доктор почесал затылок, а потом сел рядом с пациентом, поднял брошенный платок и тоже уронил его на пол. Так они и бросали его по очереди. Студент: - Как хорошо, доктор, что Вы пришли мне на помощь. Я чувствую острую естественную необходимость отлучиться на несколько минут.
Док. (невозмутимо): Не далее как секунду назад Вы убедили меня, что необходимость - недоказуемая гипотеза, нуждающаяся в постоянном подтверждении опытом. Сядьте, молодой человек. Вам стоит предположить, что через минуту ваши позывы исчезнут сами собой!
Студент (переминаясь с ноги на ногу): - Доктор! Если мы помедлим еще минуту, действие естественных причин приведет к конфузу, недостойному моего возраста и положения! Вероятно, законы природы столь же обязательны, столь и необходимы!
Док.: - Что же Вас переубедило, милейший?
Студент: - Идея о непреложности естественных причин столь ясна и самоочевидна, что мой разум не может ее отвергнуть!
Док.: То-то, молодой человек, бегите! Да, и обязательно вымойте руки, - говорят, во Франции выдумали каких-то микробов. - (в сторону) - Континентальные штучки!
Как Вы догадались метод познания молодого человека ни что иное, как индукция, а принадлежит он к философской школе эмпириков, обосновавшей в те времена науку, как самостоятельную область знаний.
|
|
Задание:
Ниже приведен текст, более содержательно отражающий основные аргументы школы эмпиризма. В тексте выделены ключевые термины. Установите между ними логические связки (они обозначены линиями), используя следующие символы: ">" - включение ("А > В" - то есть В является частью А); "=" -тождество ("А=В" - т.е. А и В - одно и тоже); "≠" - отсутствие тождества ("А≠В" - А - это не Б); "→" - причина-следствие ("А→В" - т.е. А есть причина В); "≈" - ассоциация (А действует/выглядит так же, как и В).
Текст
Мир открывается человеку в опыте. Опыт есть результат воздействия мира на органы чувств человека. Непосредственное чувственное восприятие есть единственный способ, получения человеком (субъектом) достоверного знания о мире (объекте).
Разум обладает только деятельными способностями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование). Это просто своеобразная опрерациональная система обработки информации. В самом разуме нет ничего, чего не было бы прежде в чувствах, в нем нет никаких врожденных идей. Человек, таким образом, есть некое «чувствилище» -вместилище ощущений.
Познание естественных законов природы есть продукт применения деятельных способностей разума к данным чувственного опыта.