Фоника. Понятие благозвучия и сочетаемость звуков РЯ. Звукозапись в худ речи, стилистические функции. Коммуникативно-стилистическая роль интонации

Фоника - Раздел стилистики. Это наука об искусстве звуковой организации: отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием. Фонолистика изучает реальную потенциальную функцию стилистических возможностей языка на фонетическом уровне в зависимости от целей и задач общения. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условные благозвучия, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли, исследует разнообразные приемы выразительной речи. Звучащая речь- основная форма звучания языка. Форма звукового выражения мысли имеет значение не только для устной речи, но и для письменной. Вовлечение фоники в решение худ- эстетических задач увеличивает ее стилистическое значение.

Фонетические средства: 1.Звуки речи - гласные и согласные. Качество: звуки эстетические и неэстетические, грубые и нежные, громкие и тихие. Сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетании. Частота - повторение в речи одинаковых или похожих звуков. 2.Словесное ударение - правильность постановки ударения. 3.Интонация. 4.Пауза. 5.Ритм. 6.Рифма.

Русский язык относится к системе консонантизма. (гл. 43 %, согл. - 57%). Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных и незначительное употребление консонантных сочетаний, т.е. сочетания нескольких согласных, которые чаще всего двучленны (друг, брат). Сочетания согласных: закон восходящей звонкости слога - шумный + сонорный (гр, др, кл, пл, зн, зл), наоборот - плохо. Сокращение в речи консонантных сочетаний: поздно. Сочетания нескольких гласных искажают артикуляцию= «зияние». 1.Внутр.: радиоузел 2.Внешн.: у Тани и у Оли. Эстетическая оценка звуков русского языка - сладкогласие, неблагозвучие шипящих и свистящих звуков - тащащийся. Интонация - движение, в процессе развертывания речи, высоты ее, звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и волевые «созначения». Русские интонационные конструкции: ударение: алфавит, каучук. Меньшее количество слов имеют равноправное ударение, двойное: ржаветь - ржаветь, творог- творог. Слова с двумя ударениями: сложные по структуре, среднесуточный, книгоиздательский, кредитоспособный. Ударение выполняет функциональную роль в следующих случаях: а) для различения смысла (омографы): остричь наголо - шашки наголо. б) для различения грамматических форм: вы ходите - ходите!, всыпать - всыпать. в) стилистические: компас (на 1) - компас (на 2 - проф), договор (на 3 - нейтр.) - договор (1 - разг.). Интонация - движение в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и волевые «созначения».

Звукозапись – применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления звуковой воспринимаемости речи. Аллитерации, повт звуков, ассонанс (повт гласных)… Функция – создание гармноии, мызык звучания, вобразительно-изобразительная, и т.д

Коммуникативно-стилистическая роль интонации. Интонация = движение, в процессе развёртывания речи, высоты её, звучания, силы, темпа. Позволит выразить не только стилистический момент высказывания, но и его эмоц и волевое значения.

16. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Нормы и варианты ударения в различных частях речи. Орфоэпические словари

Орфоэпия – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного лит произношения, соотв принятым в языке произнос нормам. Основу русской орфоэпии составл система звуков, их акуст и артикул особенности и фонетич законы. Отступления от орфоэпич нормы лежат за пределами лит языка и явл признаками либо просторечного, либо диалектн, либо професс произношения (смена ударения: кОмпас-компАс; проф лексика; звуки диалект х-ра: то, скока..). Важнейшие черты русского произношения складываются к 18 в., на основании языка Москвы. Московские нормы накладывались на диалекты. Не существует полной унификации лит произношения, это последовательно развивающаяся система.

Стили произношения: основной (повседневный), разговорный, высокий. Высокий– большая нормированность, мелодичность, чёткость, и т.д

Признаки заимств слов – эти слова имеют орфоэпич особенности, закреплённые лит. Нормой.: 1) произношение открытого О на месте безударного О. 2) твёрдый (мягкий согласный перед Е. В большинтсве сл. – произносится мягкий – академия. Но часто твёрдый: Декарт (дЭкарт).

Ударения в различный частях речи: словесное ударение в РЯ характеризуется разноместностью и подвижностью. Большинство слов имеют безвариантное ударение, меньшее – равноправное ударение. Иногда ударение выполняет роль различения фунции: постричь наголо, шашки наголо

Орфоэпич норма – явление сложное и многомерное. С одной стороны, сущ безвариантная произносит норма, а с другой, поскольку норма – динамично развивающееся явление, Сущ вариантное произношение, например:

А) в система гласных6 блеклый-блёклый, решетчатый-решётчатый; без вариантов: афера, гренадер, крестный ход, недоуменный, сфёкла, гравёр, издёвка, принёсший, щёлка, шёрстка

Б) в области согласных: деви(шн)ик, булочная (вариант), сливо(чн)ое

В) варианты ударения (мИнул год, минУл год)

Сущ и стил варианты произношения: разг, кн, проф, сцен.

Стили произношения

В пределах лит речи сосуществуют варианты произношения, зависящие от темпа речи, каждый из которых имеет свое назанчение и сферу применения, те принадлежит опред стилю.

В русской лингвистике этой проблемой занимался Щерба, который выделял два осн стиля произношения – полный (здравствуйте) и неполный (здрасте, чел), хотя вариантов много.

Характеристика темпа:

1) высокий: темп медленный, четкое проговаривание слов (бордо, ноктюрн без редукции о) - более высокое воспроизведение звукового облика слов

2) нейтральный: средний темп, отчетливое произношение

3) разговорный: быстрый темп, менее отчетливое произношение (бардо, нактюрн)

4) просторечие: оч быстрый темп, неотчетливое произношение концов слов, пропуск звуков внутри слов

Орфоэпический словарь -?

№17. Cтилистика словообразовательных аффиксов. Аффиксы субъективной оценки. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств. Окказиональное словообразование.

Словообразовательные аффиксы могут выполнять стилистическую функцию: сопоставим глаголы воспретить и запретить -устанавливаем их синонимичное значение, но при этом отмечаем, что приставка вос- придает оттенок официальности (проход воспрещен, курить воспрещается). В других случаях синонимия приставок имеет смысловые оттенки: медведь заревел-медведь взревел: здесь общее значение действия, но разная степень интенсивности.

Синонимичные приставки в- и вз-: вбежал и взбежал, влез-взлез:глаголы с вз- обычны для писателей 1-ой половины 19 в., позднее стали упорт. В-.

Бранить, ругать (выбранить,выругать): просторечное, разговорное,

Приставка из- придает глаголам книжный хар-р. Сочетаются они с названиями понятий отвлеченных, а с приставкой вы- названия конкретных предметов: избирать-выбирать, изгнать-выгнать,

Приставка воз - придает глаголам устарелый хар-р: возлюбить, возрадоваться.

Для просторечия характерно наличие приставке в словах, которые в литератуном языке употр-ся как бесприставочные:завсегда (всегда)Ю задарам (даром)

Суффиксы характеризуются по признаку отнесения соответствующих образование в разным речевым стилям и по придаваемым производным словам экспрессивно-эмоциональной окраске. В одних случаях при суффикссальном словообразовании появляются синонимы, (жилет-жилетка, щебень-щебенка:во воторых случаях разговорный оттенок. В других более широкой гаммой от обиходно-разговорного до вульгарно-просторечного: -ль(враль), -аш/ящ (мордаш, кудряш, -ака/-яка (писака, кривляка)..

Важную роль в общей экспрессивной оценке слова с суффиксом играет стилистический хар-р производящей основы: громила - разговорное слово, а вышибала - просторечное. Следует учитывать разную степень сниженности стиля (разговорность и просторечность): раздевалка-читалка, сушилка-курилка

Образования с суффиксами субъективной оценки (сущ-ные, прил-ные, наречия) отличаются большой выразительностью, употр-ся в худ. лит-ре, фольклоре, разговорной речи: букетик, головка, пылинка, звездочка, старикашка, домина, бородище, шепетком, вечерком. Широко используются суффиксы для образования слов книжной речи: -тель (ваятель), -ни(е) -искушение, -ти(е) открытие, -ость (недвижимость). Прилагательным с суффиксами -уш/-ющ присущ разговорный хар-р: большущий, худющий, злющий (значение большой степени признака).

Слова, образованные путем словосложения, характеризуются принадлежностью к разным стилям речи, это слова книжных стилей: научные термины (языкознание, высококалорийный); публицистика (мелкобуржуазный, народно-хозяйственный); слова официально-деловой речи (нижеперечисленный); слова разговорно-бытовые (ротозей, зубоскалить, треклятый).

оценочные аффиксы.

Суффиксы пренебрежения:солдатня, матросня; благодаря суффиксам отвлеченные сущ-ные получают отриц-ное оценочное значение: вранье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скукота.

суффиксальных образований сущ-ых, обозначающих лицо:девочка-девчурка-девчушка-девчонка-девчоночка-девонька-двулька-девка-деваха (словообразование позволяет нанизывать.

С помощью аффиксации выражение различных оценочных значений в словообразовании прилагательных: разнообразны суффиксы субъективной оценки с положительно-эмоциональной окраской: маленький-малюсенький, отрицательное: вертлявый, высоченный, холоднючий.

Модели прилагательных особо выразительные: милый-милый, долгий-предолгий (сильное проявление признака).

Числительные о бычно не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации (маленько)

Суффиксы придают местоимениям экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, ничегошеньки, таковский (часто ирония, пренебрежение).

Наречия: аффиксация тех частей речи, к которым они соотносятся: рядком, вприкусочку, вприсядочку, полегоньку.

Глаголы: экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, тыкать, выкать; от междометий: ахать, охать, тявкать; от сущ-ых и прил-ых: базарить, горланить, глупить, грубиянить.

Междометия и частицы; яркая экспрессия благодаря суффиксам: баюшки, баюнюшки, агушки, агунюшки

Окказиональное словообразование возникает тогда, когда писатели, в поисках выразительных средств худ-ой речи, прибегают к словотворчеству. (здесь используются ресурсы родного языка). Эстетическая ценность таких новообразование определяется искусством автора, его умением применить экспрессивные окраски, В поэзии словотворчество позволяет демократизовать стихотворную речь В худ-ной прозе также обилие окказионализмов,

Современные худ-ные окказионализмы делятся на две группы: одни построены по законам книжного словообразования: машина катила в синеватую прозрачность полей; другие скроены из разговорных и просторечных аффиксов: за ними с недетской тяжельцой трусил мальчонка.

Секрет эстетического воздействия окказионализмов в том, что они создаются на основе образного осмысления их словообразующей модели: в них могут быть скрыты эпитеты, метафоры, сравнения:Лунный свет бледно голубел в рыхлом инее, чистоглазый мужичок растет... Немало окказионализмов усиливают интенсивность качества, динамизм действия. Особенно это проявилось в творчестве Маяковского. В современной прозе аффиксации для создания образных глагольных форм: заегозила: поеду, поеду..... Некоторые окказионализмы относятся к юмористическому жанру: Ваша профессия? - Я жюрик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: