Понятие об ССЦ

ССЦ – это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли.

Со стороны смысловой ССЦ характеризуется единством мысли, высказывания и темы. Со стороны синтаксической ССЦ хар-ся а) специфическими синтаксич. ср-вами связи между предл.; б) единством субъективно-модальной окраски; в) ритмико-интонационным единством

ССЦ состоит из 1) зачина, формул. тему строфы, 2) средней части (развитие темы) и 3) концовки, подводящей итог развитию микротемы.

Особенно важную роль в структуре ССЦ играет зачин. Вводя новую мысль, зачин во многом определяет ее развитие, а также весь стиль последующего изложения. Общая особенность зачинов – их смысловая и грамматическая полнота, самстоятельность.

Специальные синтаксич. ср-ва используются для оформления концовки строфы. (союз и в завершающем, присоед. значении и др.).

Структурные типы ССЦ: 1) Цепные строфы (А à Б. Б à В. В à Г.)

2) Параллельные строфы (А à Б. = В à Г.= Д à Е.)

3) Строфы с присоед. связями (А à Б (зачин). à В.à Г.)

ССЦ обычно реализуется в абзаце. Абзац- отступ, красная строка,, стилистико-композиционная ед.-ца, выделяющая опорные высказывания(часть теста между 2мя стступами). Величина абзаца зависит от стиля писателя. Толстой предпочитал длинные,многотемные абзацы. Чехов, Паустовский- короткие.

Назначение абзаца:

1) Выделение микротемы

2) Важность информации

3) Эмоциональное выделение какой-л. детали.

Абзацы свойственны только письменной речи.

По типу бывают:

1) Монотематические

2) Смешанные

3) политематические.

Кроме того существует еще одна классификация абзацев:

1) Аналитико- синтетический абзац(содержит пояснительную, обобщающую часть)

2) Синтатико- аналитическими(обобщающая и конкретная часть)

3) Рамочный

45. Текст как форма существования языка, основные признаки текста. Семантическая и коммуникативная характеристика текста. Говорящий текст. Способы изложения.

СТРУКТУРА ТЕКСТА - составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение.

Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз (сверхфразовые единства 1-й ступени); 5) сверхфразовые единства 2-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 1-й ступени более общей темой); 6) сверхфразовые единства 3-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 2-й ступени еще более общей темой) и т. д.; 7) рубрика (подраздел низшей ступени - напр., параграф), выделяемая заголовком и являющаяся сверхфразовым единством следующей ступени (объединяющая, напр., сверхфразовые единства 3-й ступени); 8) рубрика следующей ступени (напр., глава), выделяемая своим заголовком и объединяющая несколько рубрик низшей ступени, и т. д. Некоторые сверхфразовые единства выделены еще и графически как абзац.

1) Текст – конечный продукт речевой деятельности, избирательно впитавший в себя потенциальные возможности отобранных языковых единиц.

- практически реализованный язык, последовательность определенным образом организованных единиц, объединенных по смыслу и грамматически.

- произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (ССЦ), объединенных разными типами лексич., грамматич., стилистич., связи, имеющее целенаправленность и прагматическую установку.

- сообщение в устной или письменной форме, хар-ся смысловой и структурной завершенностью

2) Основные признаки текста:

1. Цельность (смысловая) – связана со смыслом, планом содержания. Выражается в единстве темы, микротем, ключевых слов.

2. Связность (структурная) – связана с композицией. Бывает локальной (внешние проявления единства структуры, выражается в ряде линейных последовательностей и ССЦ) и глобальной (скрытая, имплицитная связность, связность, переходящая в смысловую цельность, т.е. цепочки ключевых слов.)

Между цельностью и связностью – неразрывная связь!

3. Информативность – сообщение о разных фактах или явлениях действительности и интерпретация, т.е. толкование этих фактов с позиции автора текста. Сущ-ют разные виды информации: Фактуальная (факты, темы, подтемы, т.е.то, о чем говорится в тексте), Концептуальная (авторское решение поставленных проблем), Подтекстовая (скрытая, имплицитная, подтекст помогает понять концептуальную установку автора)

4. Пространство и время – основные категории текста. Вся сущ-ая реальность находится в простр. и врем. Время бывает: объективное (календарное) и событийное (концептуальное). Простр. бывает: объективное, психологическое (внутр. мир героев), социальное (хар-ка общества, в котором разворачивается действие), художественное (этическое, мифологическое простр. – научная фантастика)

5. Модальность – отношение, выраженное через текст. М.б. отношение к действительности, реальное, нереальное, желаемое действие. Объективная – предполагаемая, императив. Субъективная мод. (выражает отношение говорящего к высказыванию) м.б. эксплицитна (поверхностна, открыта) или имплицитна (отношение автора скрыто и никак не выражено в тексте).

6. Образ автора (тесно связан с модальностью) – проявление личности автора в тексте, это центр, фокус, в котором объединяется все приемы словесного искусства. Он присутствует в каждом произведении, даже не худ-ом.

7. Завершенность.

3) Семантическая хар-ка текста: текст – это семантическая структура, т.е. в тесте заложен смысловой заряд.

коммуникативная – деление на тему и рему – это 2 коммуникативных центра, (актуальное членение )

4) Способы изложения:

1)повествование от 3-его лица. Наиболее частотная и объективная форма. Повествов. нейтрально по стилю.

2) от 2-ого лица: яркий стилистич. эффект, встречается в худ. и публ. стилях

3) от 1-ого лица: совпадение производителя речи и Я говорящего.

Основные понятия: производитель речи, субъект повествования и образ автора.

Журналист в публицист. стиле излагает в 1-ом лице. В научной речи автор прячется за безликим мы. В худ. речи производитель речи и реальный автор совпадают в 1-ом лице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: