Публицистический стиль. публицистический стиль Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации

публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Основные признаки публицистического стиля:
Сфера деятельности — политика, культура
Автор — политик, журналист
Адресат — широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации
Цель — дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение
Тип речи — преимущественно рассуждение
Форма речи — письменная или подготовленная устная
Вид речи — монолог, диалог, полилог
Тип коммуникации — общественная
Жанры — информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т. д.
Стилевые черты — сочетание экспрессии и стандарта (грязная предвыборная кампания, война компроматов, общественное мнение, падение рейтинга)
Публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:
1) Лексические
Общественно-политическая лексика, русская и иноязычная
Вкрапления разговорной, просторечной лексики
Неологизмы (авторские новообразования)
Употребление слов в переносном значении
Лексические повторы
Фразеологизмы, пословицы, поговорки
2) Морфологические
Всё многообразие морфологических форм
Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.)
3) Синтаксические
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения
Неполные предложения
Выделение части предложения в отдельное предложение (Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.)
Вводные слова и предложения, обращения
Стандартные конструкции (железный занавес, средства массовой информации)
4) Текстовые
Небольшие по объёму предложения
Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение
Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.

Подстили: -срества массовой информации

-собственно публицистический

Основные цели – информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).

Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.) периодической печати и в средствах массовой информации, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д., следовательно, реализуется и в письменной, и в устной формах.

Лексические и фразеологические особенности: взаимодействие различных лексических пластов, общественно- политическая лексика и фразеология, оценочная лексика, заимствованные слова, поэтическая, устаревшая. Жаргонная, новая лексика.

Морфологические и словообразовательные срества: а) словообразовательные модели с суфф.: - ость.- ник, - изм, - ция, -ант и др.; б)приставками: анти-, контр-, де-, про-, в) много экспрессивно- эмоциональных образов;уд. Ч. сущ. В значении мн. Ч.; много качественных рпилагательных, личных и притяжательных местоимений. Глаголов в обобщенном значении. Субстантивированных причастий.

Синтаксические средства: упорядоченный строй предложения с развернутыми синтаксическими конструкциями; изобразительно- выразительными средствами; эллиптические, номинативные предложения, парцелляция; экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы, инверсия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: