Причины и предпосылки возникновения Средневековья как особого типа культуры

Средневековая культура не возникает на пустом месте (впрочем как и любая другая), поэтому так важно понять – что предшествовало возникновению и становлению новой культуры.

Главное историческое событие, определившее начало новой эпохи – падение Римской империи, именно оно и задает отсчет времени для средневековой культуры. Однако само по себе падение старого мира не может объяснить причин рождения нового. Что же стояло за падением империи существовавшей столетия и называвшей Средиземное море «внутренним морем»?

История позднего Рима состоит из целого комплекса разрушительных процессов. Одним из важнейших моментов этого периода выступает кризис экономической системы. Экономика Рима питалась за счет захвата чужих территорий и притока рабов, однако к началу тысячелетия империя достигает своего предела и становится неуправляемой. Кризис власти, чехарда императоров, внутренние распри сопровождаются ударами из вне.

Человек, живший в эпоху позднего Рима, утратил главные ценности своего мира – веру в государство, справедливость богов, всесилие императорской власти и вечность Рима. Философы того времени много размышляют о смысле человеческого бытия и ищут ответы на вечные вопросы. Однако ни философия, ни религиозные учения того времени не дают ответа на главные вопросы.

Таким ответом становиться рождение новой религии – христианства. История позднего Рима – это время поиска нового взгляда на отношения человека с миром сакрального. Раннее христианство становится опорой в период краха. Однако само христианское вероучение мучительно и долго ищет свой путь среди множества идей и толкований Нового Завета. Потребуется несколько столетий для того, чтобы сформировались главные основы христианского вероучения, и был сформулирован Символ Веры.

В итоге следует подчеркнуть – средневековье, опираясь на новую веру постоянно гневно опровергает язычников, отвергая античный мир как мир дьявольский. Однако не нужно забывать, что средневековая культура связана с Античностью кровными узами. Как пишет Ж. Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового запада»: «Спор, конфликт между языческой культурой и духом христианства прошел через всю раннехристианскую, всю средневековую литературу и, наконец, через многие работы позднейших историков, посвященные средневековой цивилизации. Эти два строя мысли и два восприятия поистине противостояли друг другу, как нынче противостоят марксистская и буржуазная идеологии. /.../ Принципиально отношение к этой проблеме было определено отцами церкви и прекрасно выражено св. Августином, который заявил, что христиане должны пользоваться древней культурой точно так же, как евреи использовали в свое время добычу, захваченную у египтян. «Если языческие философы, особенно платоники, случайно обронили истины, полезные для нашей веры, то этих истин не только не следует остерегаться, но необходимо отнять их у незаконных владельцев и употребить на пользу нам».


26. Отличительные особенности культуры Западного Средневековья
В эпоху средневековья европейская культура формируется в единую систему. Это единство в первую очередь определяется рядом системообразующих принципов, связывающих между собой материальную, социальную и духовную составляющую культуры.

Первым принципом является иерархизм. Самым ранним социальным институтом со сложившейся системой иерархических отношений была Церковь. Строгое подчинение внутри церкви от сельского прихода до Папы, иерархия внутри монастырского братства являлись важным механизмом функционирования религиозной жизни общества. Однако и отношения между миром небесным и миром земным были строго иерархичными, как впрочем и устройство Царствия Небесного. С этой точки зрения единство мира небесного и мира земного основывалось на сквозной иерархии, на вершине которой стоит Бог.

Вторая универсалия, закрепляющая данный принцип – сеньорно-вассальная вертикаль. Возникнув как принцип организации сословных и земельных отношений, постепенно она выходит за границы узко социальной функции и превращается в основу осмысления всякого рода связей. Так отношения между Прекрасной дамой и рыцарем мыслились как отношения вассала и сюзерена, где Дама выступает в роли сюзерена. В ряде случаев это дает парадоксальный результат: один из центральных библейских сюжетов – грехопадение- трактуется в средневековых полулитургических драмах как нарушение долга вассальной верности Адамом по отношению к Богу.

Все феномены средневековой культуры трактуются на основе этого принципа. Так выстраивается иерархия профессий, текстов, ремесел, искусств и т.п.

Вторым принципом выступает корпоративность. Если иерархия дает вертикальную структуру ценностей и жизни человека, то корпорация – инструмент горизонтальной организации. Корпоративные ценности для человека той эпохи были гораздо важнее ценностей индивидуальных. Так если рыцарю приходилось выбирать между честью (сословной, родовой) и личной славой, он должен был выбирать честь. В этом смысле каждый член средневекового общества следовал принципу «служения». Именно принадлежность к какой-либо корпорации (будь то сословие или корпорация жонглеров) выступала основой самоопределения личности. В период зрелого средневековья с развитием городов общество становится мобильным. В процессе жизни человека старые корпоративные связи могли разрушаться, однако в таких случаях он включался в новую корпорацию (напр., университет). Средневековый человек всегда стремился «сбиться» в корпорацию, будь то сельский приход или корпорация шутов.

Важнейший принцип средневековой культуры символизм. Христианская картина мира основывалась на непостижимости и незримости божественного начала. Символ – единственно возможный способ приобщения к божественному. В жизни человека нет ничего столь презренного, что не могло бы стать символом небесного. Так белая роза, втоптанная в грязь, символизирует мученичество Девы Марии. Символизм средневекового искусства служит способом соединения сакрального и профанного. Свет витражей отсылает к Божественному свету. Однако и в светской составляющей культуры символ играет важнейшую роль: геральдика и символизм языка куртуазной любви, символизм самых простых вещей – чаши, меча, рубашки и т.п. Символ становится способом видения в повседневном божественного, позволяя наполнять самые простые события и действия в жизни человека высшим смыслом.

И последний принцип – универсализм. Основу христианской культуры составляло наличие единого смыслообразующего и объяснительного принципа. Этим принципом был Бог. Что есть высшая истина? – Бог. Что есть совершенная красота? – Бог. Что есть высшее благо? – Бог. Даже средневековое право часто опиралось на институт «божьего суда», в основе которого лежала убежденность, что Бог всегда не стороне правого и не допустит страданий невиновного.

В заключении следует отметить, эти базовые принципы средневековой культуры задают ее единство при всем многообразии феноменов и форм бытия культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: