Средневековая модель мир

1) В основе – христианство

Процесс формирования мировоззрения средневекового человека происходил постепенно и обладал сложной структурой, т.к. из-за спора вокруг догмата о боговоплощении и дискуссии о природе Христа возникло множество направлений. На протяжении нескольких столетий длятся яростные споры, пока в IV веке не был принят Символ веры

·

2) Принцип бинарных оппозиций:

· Земное – небесное. Мир горний и мир дольний находятся друг с другом в сложном взаимодействии. Царствие небесное непостижимо для человеческого разума, но в земном мире есть особые сферы, которые позволяют прикоснуться к нему (храм - воплощение Небесного на земле). Мир земной – лишь слабый слепок мира небесного, но именно в нем человек постигает отблески Небесного света.

· Божественное – дьявольское. Представления средневекового человека о Боге и Дьяволе опирались на библейскую традицию. Одна из важнейших проблем средневекового сознания – проблема места и роли дьявольского начала в устройстве мира => любимая тема искусства эпохи романики – битва между Ангелом и Сатаной за душу человеческую. В представлениях обычного человека Дьявол всегда присутствует в земном мире, искушая человека, отрывая его от Бога.

· Третья оппозиция – духовное и телесное. Согласно ортодоксальному христианству тело человека – сосуд греха => всякое телесное презираемо и подавляемо. Ряд важных религиозных практик средневековья направлен на подавление телесного начала в человеке – система религиозного поста, монашеская аскеза. Негативный образ тела присутствует и в повседневной жизни. С другой стороны человеческое тело не может быть тотально отрицаемым в силу сотворенности его Богом. Противоречивость средневекового сознания в этом вопросе воплощается в особом характере эстетического идеала образа человека.

3) 3)Пространство и время в Средние века.

4) Средневековое пространство имеет вертикальное и горизонтальное измерение.

Пространственной вертикали опирается на оппозицию небесного и земного, и наиболее полно воплощается в культовой архитектуре. В структуре собора фиксируется и сакральный статус Востока как стороны света. Вертикаль средневекового пространства включает три основных сферы: Сакральное, профанное и дьявольское.

Горизонтальная модель воплощается в средневековой географии и картографии. Так в представлениях человека средневековья центр христианского мира располагался за его реальными географическими границам в Иерусалиме (там рождается христианство, туда устремляются паломники, туда в XI-XII веках осуществляются крестовые походы.) Линейная модель времени – отрезок между сотворением мира и Апокалипсисом => постоянное ожидание Страшного Суда.

Профанное время формировалось в зависимости от сословной и деятельностной составляющей жизни человека.

Средневековое время, в первую очередь, это время церковное, но существует и аграрное время, и время рыцаря и время купца. То же кается и средневекового пространства.


29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы

· Вертикальное и горизонтальное пространства

Средневековое пространство имеет вертикальное и горизонтальное измерение.

Семантика пространственной вертикали опирается на оппозицию небесного и земного, и наиболее полно воплощается в культовой архитектуре. В структуре собора фиксируется и сакральный статус Востока как стороны света. Вертикаль средневекового пространства включает три основных сферы: Сакральное, профанное и дьявольское.

Горизонтальная модель, воплощается в средневековой географии и картографии. Так в представлениях человека средневековья центр христианского мира располагался за его реальными географическими границами. Таким центром выступал Иерусалим. Вообще жизнь средневекового общества во многом «центрирована» Иерусалимом: там рождается христианство, туда устремляются паломники, туда в XI-XII веках осуществляются крестовые походы. Горизонтальное пространство осознавалось как территория существования, обитания, сравнительно небольшая, отграниченная от внешнего пространства, от остального мира.

· Оппозиция свое-чужое

Концепт своего пространства находит языковое выражение в лексеме с общим значением «дом». «Идея дома включает в себя окружающую индивида обстановку: его родных и близких, его семейный очаг, родную землю… Дом как средоточие основных жизненных ценностей противопоставляется окружающему миру как пространство закрытое - открытому, внутреннее - внешнему, организованное- неорганизованному…» «Свое» пространство подвергалось членению. Находящееся в центре сакральное пространство отмечалось алтарем, позже храмом. Разграничение пространства сакрального (центр) и профанного (периферия) однозначно свидетельствует о неоднородности средневекового пространства.

Чужое пространство ассоциировалось с опасностью, несчастьем, смертью, поэтому человек стремился укрепить то пространство, где он обжился. Пространство не воспринималось как абстракция и не представляло собой во всех своих точках равноценной и подлежащей однородному расчленению протяженности. Пространственные представления средневековья неотделимы от осознания природы, с которой человек находился в специфических, интимных отношениях и которой он еще не был способен вполне четко себя противопоставить. Сообщая природе собственные черты и качества, он вместе с тем мыслил и себя самого во всем ей подобным. Человек ощущал свою внутреннюю связь с определенной частью пространства, находившейся в его обладании и являвшейся его родиной.

Пространственные представления средневекового человека имели в значительной мере символический характер, понятия жизни и смерти, добра и зла, благостного и греховного, священного и мирского объединялись с понятиями верха и низа, с определенными странами света и частями мирового пространства, обладали топографическими координатами. Но символика средневекового пространства не исчерпывалась одною морально-религиозной стороной, - она имела и некоторые иные специфические черты. Символ не только замещал реальность, но вместе с тем и был ею.

Следует говорить о геоцентрической "модели мира". Но бог - не только центр мира, располагающегося в зависимости от него и вокруг него. Он присутствует повсеместно, во всех своих творениях. Символом совершенства считался круг. Идея круга служила образом бога и мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: