Сознательное отступление от логических норм может быть использовано в целях языковой игры: Пенсия у меня хорошая, но маленькая. Однако это возможно только при условии, что у читателя не возникает, побочных неуместных ассоциаций, не затруднена интерпретация текста, а нарушение логики изложения делает произведение более экспрессивным, помогает уйти от шаблона или сосредоточивает внимание читателя на нужном автору фрагменте. Такие отступления лежат в основе многочисленных риторических приемов – особых выразительных фигур речи, описанных классическими риториками и стилистиками.
Билет 19
1)Повествование – Функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях.
Повествование как способ изложения используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся В хронологической последовательности. Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или события во временной последовательности и т. д.
Для Повествования характерны: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глагола со значением возникновения и мгновенности действия; глагольные формы с обозначением возникновения действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности, а также даты, цифровые и другие обозначения времени; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.
Композиционная структура художественного текста-повествования обычно представлена такими частями, как Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т. е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, проведении эксперимента.
Цель – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось).
Объект повествования – развивающиеся действия.
Признаки повествования:
1) Динамичность – постоянная смена временных планов.
2) Действия и состояния имеют характер уточнения или хронологического развития (шел, споткнулся).
3) Логическая временная последовательность.
В. М.Шукшин «Срезал».
В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником... И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался... Бегали к учительнице домой –узнавать фамилию графа-поджигателя.
1) Глаголы сов. в. прош. вр. (срезал, заговорили, знал, перепутал, переволновались, ругался, бегали; шел, споткнулся, сказал, научил). Благодаря таким глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и что происходит с ним, мы как бы присутствуем при событии (такие глаголы употребляются в сказках: Посадил дед репку).
2) Причинно-следственные и временные связи (в прошлом году, раньше). Предложения связаны отношениями во времени и могут подразумеваться слова: сначала, потом, тогда, затем, наконец.
3) Сопоставительные союзы (не только, но и; как, так и).
2) Принципы рубрикации текста
Рубрикация – это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.