Стилистика как теоретическая и прикладная дисциплина. Система стилистик в современной лингвистике. Стилистика и связи с общественностью

Стил-ка – это выбор ср-в для эффект передачи инф. Она рассм-т языковые ср-ва со стороны знач и экспресс-ти, т.е. предметом ст-ки явл изуч экспресс ср-в языка. Стилистика делится на: 1. Функциональная стилистика. Это изучение и описание системы стилей. Предмет изучения – функц стиль. 2. Стилистика языковых единиц. Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста. Предм изуч – эпитеты, метафоры. 3. Стилистика текста. Изучает общие и частные закономерности организации текста. Предм изуч – текст. 4. Стилистика художественной речи. Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя. Предм изуч – текст. Проблемами ст-ки занимались Г.О.Винокур, В.И.Щерба, Виноградов. Виноградов выделял три круга стилистических исследований:

1. стилистика языка как система систем; она изучает функциональные стили

2. ст-ка речи – это анализ разл семант и стил особенностей разных жанров устной и письменной речи

3. ст-ка худ лит-ры; она рассматривает все элементы стилей литературных произведений и писателей

В языкознании к центр пробл ст-ки относится ст-ка языковых стилей, синонимы и выразительные средства языка. В пределах ст-ки различаются понятия теоретической и практической стилистики.

1. Теоретическая ст-ка. В центре теоретической стилистики стоят проблемы языка и речи и употребление языковых единиц в тексте. Речевые составляющие: автор, текст, человек, воспринимающий текст. В теоретической стилистике выделяются: стиль от автора, стиль внутреннего строения текста, стиль адресата.

2. Практическая ст-ка. В центре практической стилистики стоит устный или письменный текст, который является результатом выбора фонетических, грамматических, лексических и синтаксических форм. Практическая стилистика содержит в себе: общие сведения о языковых стилях, оценка эмоционально-экспрессивных средств языка, проблемы синонимии.

Стиль. Функциональный. Экспрессивный.

Разделение стилей связано с выполнением языком той или иной функции:

-общения (разговорный стиль)

-сообщения (научный и официально-деловой)

-воздействия (публицистический и художественный стиль)

Стилистическая окраска

1. Эмоционально-экспрессивная (может быть положит. Или отриц.; высокой или низкой)

2. Функционально-стилевая (употребляется в лексике, фразеологии).

Стилистическая окраска существует и в словообразовании, грамматике. Коннотация- добавочное значение слова, в том числе и его стилистическая окраска. Денотат- общее значение слова. Стилевая норма - норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля; норма выбора стиля, соответствующего условиям языкового общения.

Нормы стиля

Правильные сочетания: нейтр. + нейтр. = нейтр.; нейтр. + разг. = разг.; нейтр. + книжн. = книжн.; нейтр. + высок. = высок.; нейтр. + низк. = низк. Неправильные сочетание, приводящие к стилистическим конфликтам: разг. + книжн., прост + книжн., высок. + низк., жарг. + книжн., положит. + отрицат.. Разнородно окрашенные средства приводят к стилистическому конфликту и могут использоваться как прием.

Предмет ст-ки- выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистическое значение и окраска. (коннотация- окраска). А так же закономерности и употребления языка в различных сферах и ситуациях общения, и как результат- своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Объект ст-ки- язык, зафиксированный в текстах, но этот объект является общим и для других языковедческих дисциплин. Однако, каждую из отраслей языкознания интересует одна определенная сторона, либо это уровень языка(лекс, граммат), либо особый аспект исследования, точка зрения, с которой изучается язык(истор, соц-лингв)

С – отрасль лингвистики, иссл принципы и эффект выбора исполь-я лекс, грамм, фонет, языковых ср-в для передачи мысли и эмоций в разных условиях общения.

Предмет – выразительные средства языка.

Задачи – анализ выбора опред средств языка, анализ средств языка, определение функций языковых средств.

С языка – специфика функциональных стилей, оценочные и семантические свойства.

С речи – отдельные тексты, каким образом они передают содержание.

С. Сопоставительная – несколько языков.

С социолингвистическая – портрет автора.

С литературоведческая – средства худож выразительности опред автора, абстрактный уровень.

С лексическая – прямые/переносные значения, диалектные слова, термины, сленг, разговорные слова, неологизмы, архаизмы, пословицы.

С грамматическаяморф: число, местоимения, глаголы; синт: порядок слов, тип предложений, тип связи.

С фонетики – звуковая организация прозы и поэзии, ритм, рифма, приемы.

С практическая – правильно говорить и т.д.

Историческая/современная, теоретическая – разработка категорий, принципов, законов стилистики.

2. Понятие "стиль" в современной лингвистике. Стиль в PR-текстах.

Стиль – это исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава языковых единиц и особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое (текст). А.И. Горшков. Широкое понимание стилевой структуры языка – это выделение различных стилей языка.Стиль – слово многозначное. Следовательно, в соответствии с тем, что в это понятие вкладывается выделяются:1) Функциональные стили языка - Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общения в зависимости от функции. Традиционно выделяемые функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный. Сегодня можно говорить о собственно деловом, религиозно-проповедническом, рекламном стилях, стилях электронных СМК и пр. Языка стиль – разновидность национального языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни, и частично отличающихся друг от друга на всех языковых уровнях: нейтральный – книжный (высокий) – разговорный (низкий).: разговорный. книжные: строгие ( научный и оф.-дел. ) нестрогие ( публ. И худож. )

2) Эмоционально-экспрессивные стили - Экспрессивный стиль – способ исполнения, совокупность языковых средств каких-либо речевых актов, направленных на выражение экспрессии: нейтральные./Оценочные: положительная (отрицательная) - торжественный (низкий), официальный (фамильярный), (пренебрежительный), интимно-ласковый, шутливый, юмористический, (насмешливый), (сатирический) и др.

3) индивидуально-авторский стиль – идеостиль -1) индивидуальная манера, способ, которым исполнен данный речевой акт, в том числе произведение (язык и стиль повести) (Ю. С. Степанов); 2) совокупность языковых средств, свойственных речи отдельного носителя данного языка; «индивидуальный образ видения», своеобразная манера речи (Л. Шпитцер, П. Валери).;

4) стиль эпохи -языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху (Ю. С. Степанов) (стилистика современного русского языка; в стиле 19 века; советский стиль и пр.).

5) функционально-смысловые стили текста: - повествование - рассуждение – описание

6) стиль персонажей

7) неполный стиль произношения в разговорной речи.

8) Субъязык (подъязык; формы существования языка; языковой вариант; экзистенциональные формы; функциональные страты) – и максимально узкие, и максимально широкие языковые подсистемы (социальные и территориальные диалекты, поло-возрастные системы и пр.). Их единственный конституирующий признак – более узкая, чем у национального языка в целом, сфера использования. Система любого субъязыка состоит из 1) абсолютно специфических единиц, свойственных только данному субъязыку, 2) относительно специфических единиц, которые принадлежат нескольким субъязыкам, 3) неспецифические единицы, общие для всех субъязыков (Ю. М. Скребнев).

Основными же классификациями являются, конечно, функциональная и эмоционально-экспрессивная. Стилистическая структура языка зачастую оказывается очень подвижной. Так языковые средства могут переходить из нелитературной области в литературную, н-р, из арго – в разг. речь: оболванить, облапошить и др. Стиль-всегда продукт выбора, вкл отбор и комбинац яз ср-в.Дифференц признаки стиля: хар-р коммуник сит; сфера распростр; речевой жанр; функция; соц-функц разновидность яз(ф-мы сущ-ния яз, подъяз, яз вар-т, субъяз,); степень станд-ти;кодиф-ти/некодиф; подг-ти и обработ-ти; индив-ции;эмотивности; образ-ти;мера прониц-ти д/нелит эл-тов; иностилев эл-тов. Интегр призн стиля:обусл-ть экстралинг фактор; продукт выбора; осозн-ть и необх-ть выбора; отбор и комб яз ср-в, их трансф-ции;эффект необыч-ти, новизны, особ-ти; отклонен от контекст-но обусловл нормы Экстралинг ф-ры:1.тер-ный вар-т яз 2.соц-культ и демограф(сред возр сам нормиров) Стилистика:1.внеш(сопост) и внутр(в рамках 1-го яз) 2.совр и историч(прошлое яз) 3.теор(категории) и практич(приклад катег к лексич материалу). Речевой жанр – 1) культурно и исторически сформировавшаяся общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов (Ю. С. Степанов): деловая беседа, научная лекция, дружеское письмо, беседа, анекдот и пр.; 2) выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиции и стилистических структур (М. Н. Кожина); 3) совокупность текстов, в которых реализуется определенный способ исполнения текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: