Коммуникативные стратегии и тактики. Коммуникативные законы и культура русской речи

Коммуникат. стратегия – сверхзадача речи; включает планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от условий общения и обстановки, а также личности партнера или типы аудиторий и реализализацию этого планирования. Коммуникат. стратегию можно определить как комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникат. целей. Коммуникат. тактика уговаривания может включать коммуникат. ход апелляций качеством партнера «без тебя как без рук», может включать апелляцию к разуму «сам понимаешь». Тактика выражается, как правило, с помощью коммуникативно-речевых авторитетов «ты, как профессор, должен знать». Инвективные тактики. Ивектива – оскорбление, грубость. Инвективн. тактики – нетолерантны, вводят в общение дисгармонию. Гармонические тактики способствуют кооперации и гармоничному конструктивному результату. Коммуникат. законы (по Стернину): 2. З-н зависимости коммуникативного результата от объема коммуникативных усилий. Чем больше усилий, тем лучше результат. 3. З-н прогрессирующего нетерпения адресата (слушателя). Чем дольше говорит адресант, тем больше невнимание и нетерпение проявляет слушающий. 7. З-н доверия к простым словам. Чем проще слова, тем больше тебе доверяют и лучше понимают. 9. З-н самопорождения информации в группе общения. При дефиците информации в группе общения эта информация самопорождается и возникают так называемые «слухи» и «сплетни». 10. З-н ускоренного распространения негативной инфы. Негативная инфа, способная повлечь изменения в ролевом статусе (кто и что делает?) имеет тенденцию к более быстрому распространению в группе общения, чем инфа позитивная. 18. З-н речевого поглощения эмоций. При связном рассказе о переживаемой эмоции, она поглощается речью и исчезает. Русское конфиденциальное общение – уникальное достижение русской речевой культуры (нет психологов, есть друзья). 19. З-н эмоционального подавления логики. В возбужденном состоянии люди теряют логичность и способность рассуждать. Коммуникативные качества речи: точность, уместность, чистота речи, правильность (нормы для соблюдения), чистота (нет элементов, чуждых литературному языку) и богатство (не назойливо повторяемое слово, а есть сочетания, разнообразие знаков), логичность.

6. Функциональная стилистика. Понятие "функциональный стиль". Проблема выделения функциональных стилей в современном языковом дискурсе.

Функци стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общения в зависимости от функции. Традиционно выделяемые функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный. Сегодня можно говорить о собственно деловом, религиозно проповедническом, рекламном стилях, стилях электронных СМК и пр.

Разделение стилей связано с выполнением языком той или иной функции:1 общение – разговорный стиль, 2 сообщение – научный и официально-деловой стиль, 3 воздействие – публицистический и худ стиль.

3 признака функционального стиля:

(экстралингвистические признаки)

1. Каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем

2. Каждый функц стиль характеризуется определенными условиями общения, официальными или неофициальными

3. Каждый функц стиль имеет общую установку, главную задачу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: