Тема 5. Речевая недостаточность

В устной речи в результате небрежности и спешки, когда говорящий не следит за правильностью выражения мысли, часто происходит случайный пропуск слова, что приводит к так называемой речевой недостаточности. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов. Пропуск слова может совершенно исказить мысль и привести к абсурдности высказывания, например: - Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках. - Делаем только срочные переломы (на двери рентгенкабинета). Пропуск слова может стать причиной алогизма – сопоставление несопоставимых понятий. Например: - Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой. (с показателями). - Язык героев В.Шукшина резко отличается от персонажей других авторов (от языка персонажей).

В результате пропуска слов нередко происходит и подмена понятий. Например:

- На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска (экспонировался альбом филателиста). - В кабинете литературы висят великие писатели.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его выразительности и легкости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: