Научной речи

В стиле статьи отражен стиль самого поэта. Стандартность научной прозы снимается автором, что выражено в следующем:

- нет логического сюжета, логической подготовки каждой последующей мысли, средств логизации. Мысли возникают ассоциативно, спонтанно, вместо логических развертываний тезиса, доказательств и выводов - образные аналогии ("сюита");

- необычна экспрессивная тональность, отчетливо присутствует авторское "я", задана доверительная интонация;

- сопряжены разностилевые элементы, терминологические слова, метафорика, причем доминирует тематический класс "музыкальной" лексики;

- используется "продолженное" грамматическое время, что связано с тем, что мыль не развивается, а лишь дается. С этим связан и семантический акцент не на глаголах, а на существительных и прилагательных;

- "сюитное" повествование сказывается на особенностях синтаксиса - нет сложных конструкций с сочинением и подчинением, фраза кратка и семантически прозрачна, большое количество чисто поэтических уточнений.

Метаязык описания и причины его выбора.

Сочетание информативности и образности

Метаязыком описания является своего рода язык-посредник, с помощью которого удается избежать стандартного упрощенного описания явления. Поэтическое повествование об ученом дает почувствовать его стиль, стиль же мы обычно воспринимаем чувственно, интуитивно. Стремясь постигнуть особенность другого человека, мы невольно подстраиваем свое описание этого человека под его стилистическую манеру, систему. Все это следует оценить как сознательно, намеренно выбранный стилистический прием, так как "сюитность", разноплановость примеров и образов Мандельштама задана описываемой манерой Дарвина обращаться к разноплановым примерам.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА

ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ [14]

...Сыночка жаль, батюшка, трехлеточек был, без трех только месяцев и три бы годика ему. По сыночку мучусь, отец, по сыночку. Последний сыночек оставался, четверо у нас было с Никитушкой; да не стоят у нас детушки, не стоят, желанный, не стоят... Последнего схоронила и забыть не могу. Вот точно он тут предо мной стоит, не отходит. Душу мне иссушил. Посмотрю на его бельишечко, на рубашоночку аль на сапожки и взвою... И хотя бы только взглянула на него лишь разочек, только один разочек на него бы опять поглядеть... послыхать его, как он играет на дворе...

Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: