Особенности структурной композиции текста

Речевая композиция отрывка отчетливо проявляется в явном отличии основных синтаксических структур начала и конца текста. Если в начале повествования героиня рассказывает по преимуществу о детях, то от слов Последнего схоронила - в большей степени о своих чувствах. Эмоциональное состояние героини в самом начале повествования передается словом жаль, которое постепенно получает усиление в словах мучусь, иссушил душу, взвою.

Наибольшее разнообразие экспрессивных средств приходится на начало текста до слов - Вот точно он тут предо мной стоит, не отходит. Душу мне иссушил. Здесь часты обращения, с помощью которых выражена потребность в соучастии. Отмеченные конструкции - центр, эмоциональная вершина текста - представляют собой сопряжение глагольных оборотов, короткие напряженные фразы. После них речь героини становится сравнительно более спокойной, что подчеркивают использованные автором многоточия. Финальные фразы имеют ирреальную модальность, они более растянуты за счет использования полных лексических и морфемных повторов. В начале текста отмечается нарастание эмоционального напряжения, что особенно подчеркивает ряд предложений, где выделены (поставлены в конец предложения) личные глагольные формы. В конце текста в конце фраз отмечены либо менее динамичные инфинитивы, либо именные части речи.

Цельность тексту придает его выстроенность по преимуществу на трехчастных структурах - три раза повторен глагол не стоят, три раза - обращение - батюшка, отец, желанный, три раза - название одежды ребенка, три раза - глагол зрительного восприятия - посмотрю, взглянула, поглядеть. Особую роль играют такие средства текстовой связи, как повторы. Обилие морфемных, собственно лексических, синтаксических повторов создает особую волнообразную ритмику текста. Суффиксальные повторы придают тексту характер своеобразной внутренней рифмованности.

Стилистические приемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: