Если мы захотим определить тональность научной речи Дарвина, то лучше всего назвать ее беседой. Это не профессорская лекция в обычном смысле слова и не академический курс. Вообразите ученого-садовода, который водит гостей по своему хозяйству, и, останавливаясь между грядками и клумбами, дает объяснение.
Дарвин добродушен, поэтому он избегает научной терминологии в своей раздвижной, панорамной и медленно выпрямляющейся книге. Если сравнить ее с музыкальным произведением, то это не соната и не симфония с нарастанием частей, с замедленными и бурными этапами, а скорее сюита. Небольшие самостоятельные главы...
Здесь требования науки счастливо совпадают с одним из основных законов художественного воздействия. Я имею в виду закон гетерогенности, который побуждает художника соединять в один ряд по возможности разнокачественные звуки, разноприродные понятия и отчужденные друг от друга образы.
Здоровое расположение духа естествоиспытателя сказывается в свободном расположении научного материала. Дарвин располагает факты с изумительным вкусом. Он позволяет им дышать. Он рассыпает их в фигурные созвездия, группирует в светящиеся сгустки.
|
|
О. Мандельштам. «Литературный стиль Дарвина»
Структурно-композиционный уровень текста
И его сюжетная организация
О композиционном построении говорит сам автор ("это... сюита... небольшие самостоятельные главы"). Использован монтажный прием композиции, мысли, замечания о стиле Дарвина достаточно самостоятельны. Сюжет более свойственен собственно поэтической, нежели прозаической речи.
Стилистические способы выражения авторского «я».
Способы вывода текста из привычного автоматизма