Стилистические особенности и жанровая природа текста

Текст представляет собой художественный монолог, повествование героини о своих чувствах. Отнесенность текста к художественному стилю (а, например, не к разговорной речи) доказывает особая его стилистическая обработанность - синтаксически, ритмически, по характеру своей образности текст напоминает фольклорный плач (является его стилизацией). В тексте преобладает эмоционально-оценочная лексика - сыночек, трехлеточек, годик, Никитушка, детушки, бельишечко, рубашоночка, сапожки, разочек. Намеренное сгущение уменьшительно-ласкательных слов в тексте призвано выразить особое психологическое состояние героини - боль, горе утраты, страдание матери по потере сына.

В соответствии с особенностями художественной речи в тексте встречаются слова и выражения различных сфер употребления - диалектные (стоять - жить), просторечные (взвыть - внезапно и сильно заплакать, послыхать - послушать, иссушить душу - измучать). Их выбор мотивирован не только установкой автора на создание речевого портрета женщины из простонародья, но и стремлением с их помощью как можно более точно передать предельную эмоциональную взволнованность героини. Отличительная особенность лексики - относительно слабая их образность, что более точно передает естественность, искренность чувств. Наиболее заметное образное слово - глагол стоять - жить связан с типичным народным представлением отвлеченных понятий в наглядно-зримой форме и может быть понят также как символический (ср. лежать - быть мертвым), употребление его с отрицанием - способ эвфемизации понятия смерти.

В тексте отмечается многообразие глагольных форм - настоящее, прошедшее, будущее время (мучусь, не могу забыть, схоронила, посмотрю), глаголы со значением реальной и ирреальной модальности, что связано с разноплановостью повествования героини.

В синтаксическом плане в тексте использованы разговорные синтаксические структуры - односоставные предложения различных типов (Сыночка жаль, По сыночку мучусь), неполные предложения (Последнего схоронила). Част обратный порядок слов (не стоят у нас детушки), активно используются разговорные частицы (хотя бы, лишь, точно), много повторов (не стоят у нас детушки, не стоят, желанный, не стоят), обращений (батюшка, желанный). В целом писатель воссоздает естественную живую речь, отчего описание горя становится психологически достоверным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: