Контрольная работа (домашняя) № 1

по курсу «Стилистика русского языка»

Вариант 1

1. Образуйте формы множественного числа именительного падежа и охарактеризуйте их употребление: сын, крыло, корпус, редактор, прожектор, инженер, суп, повод.

2. Раскройте скобки, прокомментируйте свой выбор:

Это блюдо готовится на (пар).

Обед готовили на (газ).

Машина ворвалась во двор на полном (газ).

Перу (богатый) полезными ископаемыми.

Сочи (расположен) на побережье Черного моря, южнее его находится (солнечный) Сухуми.

Ранней весной нужно уничтожать (личинки) вредных насекомых.

Ты сегодня не (веселый), Маша.

Он был (слепой), совершенно (слепой) от рождения.

3. Выделите стилистически значимые грамматические формы, охарактеризуйте их:

А зимних праздников блестящие тревоги? (А. Пушкин)

Ты вспомнишь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студеной дикой стороне.

(И. Бунин)

Огурец сам скажет, когда его солить пора; ежели он перестал землей и всякими запахами пахнуть, тут вы его и берите. (М. Горький)

Угораздило кофейник в роще с вилкой погулять. (А. Толстой).

Мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная… Мы переезжаем туда в июле… (А. Чехов)

Я тут же бряк с ног долой. (Лесков)

II. Анализ текста

Проанализируйте отрывок из рассказа Ю. Казакова “Арктур – гончий пес”. Как происходит отбор деталей изображаемой картины и, соответственно, отбор лексики, какие черты выделены (обратите внимание на значение сказуемых и определений-эпитетов)? Как связано это выделение с темой рассказа – повествованием о жизни слепой собаки?

Я жил в городе уже недели две, но все никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами, с прораставшей между досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам парохода по ночам. Это был небольшой город. Почти все лето стояли в нем белые ночи. Набережная и улицы его были негромки и задумчивы. По ночам возле домов раздавался отчетливый дробный стук – это шли редкие рабочие с ночной смены. Шаги и смех влюбленных всю ночь слышались спящим. Казалось, что у домов чуткие стены и что город, притаившись, вслушивается в шаги своих обитателей. Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусоватым голосом: дудууу…

Однажды в доме появился ещё один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее он сидел, забившись между бревен, и дрожал.

Вариант 2

1. Образуйте формы множественного числа именительного падежа и охарактеризуйте их употребление: сторож, ветер, офицер, профессор, волос, кузов, тон, сын.

2. Раскройте скобки, прокомментируйте свой выбор:

Он знает толк в (лес).

Большая бронзовая люстра висела посередине потолка на массивном (крюк).

В (дым), вылетавшем из трубы, временами сверкали искры.

Мали (присоединиться) к революции, принятой группой африканских государств.

Смотря восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей (все эта кукла).

Погода очень (хороший) сегодня.

Был я (молодой, горячий, искренний, неглупый…)

Ученик был (способный) к математике.

3. Выделите стилистически значимые грамматические формы, охарактеризуйте их:

Зима роскошествует. Нет конца её великолепьям и щедротам.

Но что там хорошо, так это купец! Всем купцам купец. Уж коли угостит тебя, так угостит. (А. Чехов).

К нему [анчару] и птица не летит, и тигр нейдет. (А. Пушкин)

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать… (А. Пушкин)

О чем бишь я думал? Ну, знакомлюсь, разумеется с молодой, хвалю её, ободряю гостей. (Ф. Достоевский).

Все каменней ступени, все круче всход. (В. Брюсов)

II. Анализ текста

Проанализируйте отрывок из рассказа Д. Гранина “Церковь в Овере”: какие детали и, соответственно, лексические средства отобраны для изображения церкви и городка Овера. Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы передать эмоциональное состояние лирического героя, размышляющего о жизни Ван-Гога?

- Ван-Гогу нравилось это местечко, – сказал Пьер. – Здесь он лучше чувствовал фиолетовый цвет. Для него это было страшно важно…

- Прелестное местечко, - сказал я…

По грубо мощеной дороге мы поднялись в гору. На вершине стояла каменная церковь. Не слишком старое, скучное, серое сооружение. Сквозь голые ветки деревьев проглядывался Овер. Он лежал внизу тихий, выкрашенный сочными вангоговскими красками, только с фиолетовым было неважно, не хватало фиолетового…

Он жил внутри этого пламени неистовых красок и линий, наслаждаясь им нестерпимо и мучаясь им тоже нестерпимо. Даже в Овере, этой степенной тихой провинциальной дыре, он видел все слишком: слишком клокочущим, слишком прекрасным, трагичным. За свое виденье он платил слишком – слишком дорого – припадками, кошмарами, безумием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: