Тема 7. Типология конфликтов в соц.работе

Студент должен знать:

- основные признаки конфликтной ситуации

- группы факторов конфликта.

- принципы структурного анализа конфликта

- основные этапы развития конфликта; формулы развития конфликта.

- понятие «функция конфликта», основные функции конфликта.

- классификацию конфликтов;

- характеристику видов конфликта в зависимости от состава участников;

- основные теоретические подходы к определению конкретных видов конфликта;

- определение «конфликтоустойчивости», основные компоненты конфликтоустойчивости.

Студент должен уметь:

- отличать конфликт от других феноменов;

- отличать причины конфликта от его факторов; анализировать причины конкретного конфликта;

- объяснять причины конфликта с различных теоретических оснований;

- выделять объективные и субъективные стороны структуры конфликта;

- обосновывать уместность использования разных стратегий поведения в конфликте;

- характеризовать каждый этап развития конфликта; выделять этапы на примере конкретной конфликтной ситуации;

- характеризовать конструктивно-деструктивную функциональность конкретного конфликта.

Содержание:

Тема 2. Понятие конфликта, его сущность. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Понятие конфликта в социальной работе.

Предмет конфликта, конфликт как трудная жизненная ситуация. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека (трудные ситуации деятельности, трудные бытийные ситуации, трудные ситуации взаимодействия, трудные внутриличностные ситуации). Поведение человека в трудных ситуациях. Типы поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию.

Восприятие критической жизненной ситуации. Определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации как конфликтной. Проблематика определения понятия.

Тема 3. Факторы конфликта в социальной работе. Общие и частные причины конфликта. Причинность в обществе. Типы противоречий. Конфликтная ситуация. Понятие инцидента. Конфликт интересов. Конфликт ценностей. Причины конфликтов в социальной работе.

Тема 4. Структура конфликтов в социальной работе. Характеристика сторон (участников) конфликта. Условия конфликта. Предмет (объект) конфликта. Действия участников. Исход (результат) конфликта.

Тема 5. Динамика конфликта в социальной работе. Характеристика основных этапов развития конфликта. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Осознание ситуации как конфликтной. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Развитие открытого конфликтного взаимодействия. Разрешение конфликта. Характеристика основных фаз развития конфликта. Начальная фаза. Фаза подъема. Пик развития конфликта. Спад конфликта. Формулы конфликта (тип А, Б, В).

Тема 6. Функции конфликта. Конструктивный и деструктивный пути развития конфликтов. Факторы, влияющие на характер развития конфликтов. Специфика проблем, затронутых конфликтом. Характеристики конфликтующих сторон. Степень сходства-различия между сторонами. Факторы ситуации. Навыки управления конфликтом. Стратегии поведения в конфликте.

Тема 7. Типология конфликтов. Проблема классификации в конфликтологии (типология, систематика, таксономия). Основные виды классификации конфликтов. Типологии Р.Дарендорфа, И.Дойча.

Внутриличностные конфликты. Понятие внутриличностного конфликта в основных психологических подходах. Фрейдистский подход. Постфрейдистские концепции (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни). Ролевые конфликты (Д. Мид, Ч. Кули). Конфликты уровня притязаний (К. Левин, Ф. Хоппе). Конфликты познавательных структур личности Л. Фестингера. Кризисы возраста (теория психосоциального развития Э. Эриксона). Способы управления и разрешения внутриличностных конфликтов. Последствия внутриличностных конфликтов. Роль конфликта в формировании и развитии личности. Мотивационный конфликт. Когнитивные конфликты. Ролевые конфликты. Внутриличностные противоречия и конфликты.

Межличностные конфликты. Конфликты в различных сферах взаимодействия. Проблема систематизации. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов, их типологизация. Взаимодействие и взаимозависимость людей. Трансактный анализ. Межличностная перцепция. Идентификация. Децентрация. Эмпатия. Межличностная манипуляция. Способы урегулирования межличностных конфликтов.

Межгрупповые конфликты. Мотивационный подход. Ситуационный подход. «Реалистическая теория конфликтов». Когнитивные подходы.

Внутригрупповые конфликты. Развитие групп. Позитивные функции внутригрупповых конфликтов (Л. Козер). Связь внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязи между членами группы. Виды групповых конфликтов. Причины возникновения. Групповая динамика: взаимодействие и взаимозависимость. Субкультура группы: групповые нормы, ценности, стереотипы поведения. Основные способы разрешения групповых конфликтов. Последствия и функции внутригруппового конфликта.

Конфликты в социально-педагогическом процессе. Причины возникновения, типология, структура и функции педагогических конфликтов. Конфликты в педагогическом коллективе. Технологии урегулирования, разрешения и управления педагогическими конфликтами. Конфликтологическая служба в социально-педагогическом процессе: проблемы и перспективы.

Супружеские и семейные конфликты. Природа, причины и источники супружеских конфликтов. Социально-психологические и ролевые различия супругов. Потребности, интересы, ценности и цели в супружеской жизни. Способы предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт поколений или сложности взаимного восприятия. Типология стилей детско-родительских отношений. Функции и последствия конфликта в семье. Основные способы разрешения семейных конфликтов.

Конфликты в организациях. Источники и типология организационных конфликтов. Конфликты и власть в организации. Управление и разрешение организационных конфликтов. Основные направления профилактики.

Межэтнические и межкультурные конфликты. Понятие "этнос" в социологическом измерении. Источники возникновения межэтнических конфликтов. Война как одна из форм межэтнического конфликта. Профилактика и управление межэтническими конфликтами. Понятие межкультурных конфликтов. Понятие культуры. Архаическая и современная культура. Профилактика и управление межкультурных конфликтов.

Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2003. Глава 3. Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций. Глава 15; Раздел V-VI (Главы 21-30). Глава 16. Причины возникновения конфликтов. Глава 17. Структура конфликта. Глава 18. Функции конфликтов. Глава 19. Динамика конфликтов.
  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2004. С.21-24. С.25-61. 118-215.
  4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001. Глава 2.2. Глава 2.3. Глава 3. Источники конфликтов и стрессов. Глава 4.1. Глава 4.2. Раздел II. Описание конфликта в классической психологии. Раздел IV. Отдельные виды конфликтов.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004. Гл.2. Психологическая традиция изучения конфликтов. Гл.3. Отдельные виды конфликтов.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2002. 320 с. Гл.3.1.; 3.2. Гл.3.3. Глава 4. Причины конфликтов. 5. Участники конфликта. Глава 6. Динамика и механизмы конфликта. Глава 7-8.
  7. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. СПб., 2003. С.50-53 (Формулы конфликта). Тема 8-15.
  8. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004. С.33-52.
  9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. Ч.2-4.
  10. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. Гл.1.3. Конфликт в контексте традиционных психологических теорий.

Практическое занятие № 4 по теме: «Внутриличностные конфликты: теоретические подходы».

Практическое занятие № 5 по теме: «Последствия внутриличностных конфликтов и их разрешение».

Практическое занятие № 6 по теме: «Межличностные конфликты».

Практическое занятие № 7 по теме: «Групповые конфликты».

Практическое занятие № 8 по теме: «Семейные, супружеские конфликты»

Практическое занятие № 9 по теме: «Конфликты в социально-педагогическом процессе».

Практическое занятие № 10 по теме: «Организационные конфликты»

Практическое занятие № 11 по теме: «Этнические конфликты»

Лабораторная работа № 3 по теме «Транзактный анализ»

Самостоятельная работа:

1) подготовить примеры конфликтных и неконфликтых ситуаций из жизни с объяснением отличий между ними.

2) до темы лекции составить свой вариант классификации причин конфликтов;

3) привести примеры конфликтных ситуациях с анализом объективных, субъективных причин.

4) Подобрать иллюстрации к стратегиям поведения в конфликтной ситуации (анекдоты, басни, рассказы, притчи, сказки).

5) привести примеры конфликтных ситуаций, развивающихся по трем разным формулам: А, Б и В.

6) Описать функции конфликта из жизни.

7) Составить список способов разрешения семейных конфликтов.

8) Написать реферат «Конфликты в социальной сфере».

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций. Глава 15; Раздел V-VI (Главы 21-30). Глава 16. Причины возникновения конфликтов. Глава 18. Функции конфликтов.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры. СПб.: Питер, 2006.
  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2004. С.24-29, 31-42, 118-215.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2002. Глава 7-8.
  5. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. СПб., 2003. С.50-53 (Формулы конфликта).
  6. Художественная литература

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: