Типология конфликтов по общественно-политическим признакам

ПРИЗНАКАМ

И МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ ПО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ,

5.1. Типология конфликтов по общественно-политическим признакам.

5.2. Типология конфликтов по социально-экономическим признакам.

5.3. Типология конфликтов по морально-психологическим признакам.

Политика — деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих интересов, прежде всего по поводу рас­пределения власти. Политика возникает тогда, когда происхо­дит расслоение общества на группы с противоречивыми инте­ресами. Государство выступает выразителем интересов раз­личных (прежде всего господствующих в обществе) социальных групп. Сущность политического процесса можно представить через борьбу социальных групп за обладание и использование государственной власти. Именно вокруг нее и протекают все политические конфликты.

Политический конфликт — столкновение субъектов поли­тики в стремлении реализовать свои интересы и цели. Источ-

пиком политических конфликтов выступает удовлетворение ба­зовых потребностей социальных групп и индивидов, которые не могут быть удовлетворены без согласования и централизо­ванной координации усилий, чем и занимается государствен­ная власть.

В качестве объектов политических конфликтов выступают государственная власть, политический статус социальных групп и политические ценности.

Субъектами политических конфликтов обычно признают социальные группы либо представляющие их интересы поли­тические институты.

Характерные признаки политического конфликта следующие:

Открытость. Политический конфликт носит преимуще-ствено открытый характер, отличается открытым столкнове­нием интересов. Политика — сфера легитимированной обще­ством борьбы, она является способом ослабить социальное напряжение, разрядить эмоции в политическом состязании. Ей присуща обязательная публичность.

Масштабность. Политический конфликт имеет свойство втягивать большие группы индивидов, для мобилизации кото­рых требуется публичность.

Всеохватность, широта. Политический конфликт сопро­вождает любые политические действия. Образ мышления по­литиков заключен в манере их поведения.

Всеобщность значения. Каким бы по масштабности ни был политический конфликт, он всегда завершается принятием ре­шения на государственном уровне и его разрешение обяза­тельно для всех членов общества.

Базирование на принципе «господство — подчинение». По­скольку в любом обществе доминирующей является вертикаль государственной власти, главной целью неизбежно становится установление политического господства определенной сторо­ны конфликта.

Возможность прибегать к использованию силовых ресур­сов как к инструменту разрешения конфликта. Следует по­мнить, что лишь государство обладает правом легального при­менения силы, поэтому именно за обладание государственной властью идет борьба в рамках политического конфликта.

Если давать типологию политических конфликтов, можно выделить следующие критерии классификации:

по сфере распространения: внутриполитические и внеш­неполитические межгосударственные конфликты;

по типу политической системы: конфликты тоталитар­ных и демократических политических систем;

по характеру предмета конфликта: конфликты интересов, статусно-ролевые, а также ценностей и иден­тификации.

В межгосударственных конфликтах в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств), отношения которых характеризуются взаимной конкуренцией.

В современной политологической литературе принято де­ление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждая из них опирается на присущую именно ей систему стереотипов политического поведения, которые и составляют основу конф­ликтного взаимодействия с другими системами.

Современная Россия рассматривается преимущественно как общество переходного типа, при этом имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к демократии. Фак­тически же наблюдается попятное движение к авторитарной, командно-бюрократической системе, поэтому политические кон­фликты, как скрытые, так и явные, оказываются все более острыми.

Конфликты тоталитарных режимов характеризуются преж­де всего статусно-ролевыми моментами, связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Большинство реаль­ных конфликтов становятся скрытыми, подавленными, т. е. приобретают латентный характер.

Политические конфликты в тоталитарной системе макси­мально идеологизированы. Идеология превращается в непре­рекаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инако­мыслие объявляется уголовным преступлением.

Полезно обратить внимание на то, что по общему правилу тоталитарный политический режим опирается на определен­ные стереотипы массового сознания, широко распространен­ные предрассудки, традиции, привычки. Например, тоталита-

ризм, соответствующий сталинскому политическому режиму, начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие поли­тические умонастроения и привычки. Он опирался на требова­ние справедливости, за которым скрывалась зависть, враж­дебность, некритическое восприятие власти, политический сыск, доносительство, трактовавшиеся в качестве высших про­явлений государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами, любая здоровая человеческая потреб­ность деформировалась безраздельным господством тотали­тарной власти и превращалась в противоположность. При этом государство могло облекать любую низость и подлость, пре­дательство в благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный нравственный парадокс сталин­ского политического режима.

Новые политические потребности, например, потребность участия в политической жизни, складываются с большим тру­дом. Главный вопрос здесь заключается в формировании но­вого нравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека от демократического идеала.

Конфликт в сфере политики сегодняшнего дня оказывает­ся глубинным, развивающимся на уровне прежде всего жиз­ненных потребностей человека и осознаваемым широкими сло­ями населения страны.

Конфликты демократического общества локализованы в собственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие эконо­мики, не стремятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью и рас­сматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и не подавляются.

Основные конфликты в сфере власти в современных усло­виях:

— между ветвями власти (законодательной, исполнитель­ной, судебной);

— между Государственной Думой и Советом Федерации;

— внутри палат Федерального Собрания;

— между политическими партиями и движениями;

— между звеньями управленческого аппарата и др.

6. Зак. 430

Эти конфликты могут развиваться и протекать спокойно и сглаженно после того, как закончилась одна избирательная кампания, и разгораться до формы ожесточенных схваток с на­чалом новой.

В 1993 г. победила олигархическая исполнительная власть, в руках которой сейчас сосредоточена вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила верхушечный, эгалитарный ха­рактер и разрешилась не компромиссом, а силовым методом с вооруженным столкновением и кровопролитием.

Исполнительная власть все в большей степени осуще­ствляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуа­ции и в интересах самосохранения.

Официальные теоретики-политологи называют политичес­кий режим «контролируемая демократия», «президентская де­мократия» и т. д. Социологические опросы показывают, что степень недоверия к нынешним ветвям власти как никогда высока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: