Раздел I. Конфликтология как наука. Практическая работа № 1 по теме: философско-социологическая традиция изучения конфликтов

Практическая работа № 1 по теме: Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.

Вопросы для подготовки:

1. социал-дарвинизм

2. марксизм

3. функциональная модель

4. структурный функционализм

5. теория «позитивно-функционального» конфликта

6. конфликтная модель общества

7. общая теория конфликта

Литература:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Раздел 1. Введение в конфликтологию (С.13-99).

2.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004. Гл.1. С.20-42.

3.Психология конфликта/ Сост. Н.В. Гришина. СПб., 2001. Раздел 1. Философско-социологическая «конфликтная парадигма». Раздел III. Проблема конфликта в отечественной психологии.

Проведение занятия.

Группа делится на 7 подгрупп, каждая из которых получает задание-задачу, решить которую надо с позиций указанной теории. Свое решение можно обосновывать исключительно аргументами, положениями указанной теории. После изложения своего варианта решения, подгруппа выслушивает контраргументы от остальных участников. Задача подгруппы – отстоять свой вариант с позиций теории.

Практическая работа № 2 по теме: Психологическая традиция изучения конфликтов.

Вопросы для подготовки:

1. интрапсихическая интерпретация

2. ситуационные подходы

3. когнитивистские подходы

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Раздел 1. Введение в конфликтологию (С.13-99).
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004. Гл.1. С.20-42.
  3. Психология конфликта/ Сост. Н.В. Гришина. СПб., 2001. Раздел 1. Философско-социологическая «конфликтная парадигма». Раздел III. Проблема конфликта в отечественной психологии.

Проведение занятия.

Группа делится на 3 подгруппы. Схема ответа каждой подгруппы: 1) Каждая подгруппа рисует на доске схему, объясняющую теоретический подход. 2) Далее отвечает на вопросы одногруппников. 3) Потом дает дополнительные объяснения. 3) Две другие подгруппы приводят примеры, а отвечающие оценивают адекватность примеров, приводят свои иллюстрации. 4) Происходит совместное обсуждение подхода.

Практическая работа № 3 по теме: Методологические основы конфликтологии

Вопросы для подготовки:

1.Методологические основы конфликтологии (по А.Я.Анцупову)

2.Наблюдение

3.Эксперимент

4.Исследование документов

5.Опросы

6.Модульный социотест (по А.Я. Анцупову)

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилова А.И. Конфликтология. М., 2002.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 204.

3. Психология конфликта/ Сост. Н.В. Гришина. СПб., 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Проведение занятия.

Студенты выступают с докладами.

Лабораторная работа № 1 по теме «Методики исследования конфликтности личности».

Вопросы для подготовки:

1. Тест описания поведения К.Томаса

2. Тест на определение уровня конфликтности личности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий ГМ, в адаптации Г.Н. Маркова

3. Уровень коммуникативной толерантности В.В.Бойко

4. Тест «Родитель-Взрослый-Ребенок»

Литература:

1.Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизованные тесты. М.:Приор, 2002. 288 с.

2.Журнал «Служба кадров». Ноябрь 2002.

3.Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с. С.215-222.

Ход проведения:

Студенты проводят самодиагностику по предложенным методикам, и пишут психологическое заключение.

Лабораторная работа № 2 по теме «Наблюдение как метод изучения конфликтного поведения.

Ход проведения занятия.

За неделю до проведения лабораторной работы студенты получают задание – наблюдать за одним из одногруппников. Результаты наблюдения заносятся в протокол.

Во время проведения занятия каждый студент продолжает наблюдать за одним из членов группы. После каждого упражнения выделяется время для фиксации результатов наблюдения. После завершения занятия протокол сдается на проверку.

Упражнения, проводимые на занятии, ориентированы на развитие наблюдательности:

- игра «Кольцо» (модифицированный вариант игры «Таможня»)

Протокол фиксации результатов наблюдения

Признак поведения Гипотеза о причине поведения Личностная черта
(То, что ВИЖУ) (ПОЧЕМУ человек так себя повел) (потому что человек ТАКОЙ)
     

Указание: старайтесь фиксировать как можно более мелкие изменения в поведении, и на каждый замеченный признак поведения предлагайте несколько гипотез о том, почему человек повел себя именно так, а не иначе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: