double arrow

Методы исследования межгрупповых конфликтов

К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический методы, обобщение, сравнение и др.

Анализ. Этот метод состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные части или выделении признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого.

Синтез. Это метод познания, при котором происходит мысленное соединение составных элементов изучаемого предмета и его свойств и изучение этого предмета как единого целого.

Индуктивный метод. Заключается в том, что общий вывод делается из частных посылок.

Дедуктивный метод. Заключается в определении частного вывода из общего положения.

Исторический метод. Он позволяет изучить те или иные конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, осветить роль личностей, социальных групп в его развитии, проанализировать на основе различных примеров формы завершения подобных конфликтов.

Логический метод. Логический метод не существует в отрыве от исторического метода. Одних исторических фактов недостаточно для глубокого познания конфликта; факты необходимо систематизировать, обобщать и делать из них выводы.

Обобщение. Состоит в исследовании свойств, связей и отношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взятый конфликт, а целый класс однородных в данном отношении конфликтов.

Сравнительный метод. Предполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснение сходства или различия, конфликт изучается в процессе дифференциального управления.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

· структурно-функциональный;

· процессуально-динамический;

·

· метод типологизации;

· прогностический;

· разрешительный.

Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Каждый из указанных методов имеет свои особенности.

1.Структурно-функциональный метод – способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

2. Процессуально-динамический метод - Важнейший инструмент процессуального анализа – определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3.Типологизация - метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4.Прогнозирование – прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко, - средне- и долгосрочные.

5.Разрешительный метод – или метод регулирования конфликта – в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов.

Стратегия – уход от конфликта, силовое подавления, стратегия компромисса, взаимных уступок.

Тактика – конфликтологического исследования – наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование.

Внутригрупповые конфликты - традиционные классификации конфликтов далеко не всегда включают внутригрупповые конфликты.

Вместе с тем, точка зрения психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении.

Л. Козер: позитивные функции внутригрупповых конфликтов. В своей работе, о позитивных функциях конфликта Козер уделил довольно много внимания позитивным возможностям внутригрупповых конфликтов. Его основные идеи сводятся к следующему.

Благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было нарушено.

Козер утверждал, что позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Внутренний конфликт служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

К. Левин: "пространство свободного движения". Его исходной посылкой является представление о том, что большую часть своей жизни взрослый человек действует не просто как индивид, но как член социальной группы.

В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликта в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту- в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:

1. Степень удовлетворенности – неудовлетворенности потребностей человека.

2. "Количество пространства свободного движения" человека.

3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации.

4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы.

М. Дойч: зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязей между членами группы. На основе своей теории кооперации и конкуренции Дойч следующим образом характеризует особенности групп с кооперативной взаимосвязей в сравнении с конкурентными:

1.Для кооперативного типа групп характерна более эффективная внутригрупповая коммуникация; члены группы более внимательны друг к другу, более восприимчивы к идеям других и более подвержены их влиянию.

2.В ходе дискуссий проявляются большая дружественность и взаимопомощь.

3.В кооперативных группах проявляется большая координация усилий, большее разделение труда, большая ориентация на решение задачи, прямота в обсуждениях и более высокая продуктивность и т. д.

Отечественные исследования. Для отечественной науки также характерен переход от традиционно негативной интерпретации конфликтов как "болезни коллектива" к более объективному интересу к роли противоречий в существовании и развитии социального целого.

Диалектический закон развития через возникновение и разрешение противоречий в полной мере относится к социальным образованиям, что может быть проилюстрировано примерами из практики внутригруппового взаимодействия. Например, студенты – первокурсники поначалу образуют чисто номинальную группу, объединенную по формальному принципу. Их первые контакты осуществляются на достаточно поверхностном уровне, межличностный выбор обусловлен внешними или случайными причинами. Однако постепенно отсутствие отношений между ними приходит в противоречие с потребностью в этих отношениях, которая обусловлена как эмоциональным стремлением к формированию более устойчивых межличностных связей вызванных необходимостью в информационном обмене, взаимопомощи, связанной с проблемами учебного процесса.

Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:

1) несовместимость индивидуально – прагматических намерений, характерезующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и

2) противоречивость сложной системы предметно-деятельностных взаимосвязей, характерезующая глубинные слои активности в группе. Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов – предметно-деловые и личностно-прагматические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: