Особенности межличностного конфликта

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб­лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото­рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разреше­ния конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля­ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза­имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере­сы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре­шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза­тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя­тельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение на­правлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции кон­фликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

• познавательную (появление конфликта высту­пает как симптом неблагополучных отноше­ний и проявления возникших противоречий);

• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи­модействия);

• инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);

• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

• разрушением существующей совместной деятельности;

• ухудшением или развалом отношений;

• негативным самочувствием участников;

• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше­ние к ним и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе­ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Струк­тура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу­ра постоянно изменяются.

По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В за­висимости от степени напряженности отношений они выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сама конфликтная ситуация включает в себя три стадии, которые представлены шестью этапами:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа­ции, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противо­действие, завершение конфликта);

Конфликт состоит из нескольких стадий:

1. Латентная стадия, которая состоит из пяти последовательных этапов:

- возникновение объективной конфликтной ситуации (конфликтная ситуация – такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которые объективно создают почву для реального противоборства между субъектами);

- осознание, хотя бы одним из субъектов, своих интересов в этой ситуации;

- осознание обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов;

- осознание своих интересов и соответствующих препятствий другой стороной;

- конкретное действие, предпринятое одной из сторон для отстаивания своих интересов.

2. Открытая стадия. Для нее характерно:

- конфликт очевиден для всех участников, дело могут вступать рефлексивные игры;

- действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилия и т.д.);

- о конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход.

Рефлексивные игры. В сознании каждого участника конфликта содержатся модели поведения (своего и другой стороны). Все поступки совершаются на фоне этих моделей. Рефлексивные игры включают.

1. Рефлексивное управление – попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно субъекту. Например, дезинформация, обманные действия, провокации, маскировка и т.д.

2. Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение противника и занять выгодную позицию.

3. Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного отступления на определенные позиции. Они могут быть менее выгодными, но не проигрышными. Цель – узнать, на какие уступки согласится противник, если конфликт затянется, не давая выигрыша никому.

Эскалация – усиление, кульминация, высшая стадия развития противостояния взаимодействующих сторон.

Завершение конфликта – это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.

Разрешение конфликта – то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами. Для этой ситуации характерны следующие события:

1. Намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов).

2. Эпизодические вспышки противостояния; агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

3) постконфликтная ситуация (частичная нормализация отно­шений, полная нормализация отношений).

Выделяя конфликт как этап в конфликтной ситуации, мы тем самым обращаем внимание на то, что во многих конфликтных ситуациях может отсутствовать этап конфликта, тогда конфликтная ситуация приобретает хронический затяжной характер.

Первый этап – зарождение. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это – общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте. Первый этап объединяет всех людей, его характеризуют:

- аморфность и повсеместность;

- неосознанные психологические напряжения между людьми;

- наличие многообразных противоречий;

- совместная деятельность, проживание, временные контакты;

- общность интересов и т.д.

Второй этап – созревание. Их многообразие связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которые центрируются принятие или неприятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Назовем «это» - конфликтогеном. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

- выделением конкретного оппонента;

- накапливанием определенной (негативной) информации о субъекте;

- четким выделением сферы конфликтной ситуации (семья, работа, дружба и проч.);

- концентрацией групп сторонников и противников, ценностно-ориентированных представителей оппозиции;

- усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями (эмоции, разговоры, оценки, взгляды, чувства).

Третий этап – инцидент. Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», «борца за справедливость» и др.

Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: «не так взглянул», «не таким тоном сказал», «не предупредил» или, наоборот, «покритиковал», или «промолчал» - все это лишь «зацепка». Сам инцидент является мелким камушком, который может вызвать обвал, проводя в действие всю мощь «горной породы». Фиксация инцидента не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами. Однако он является отправной точкой для столкновения. Ситуация созрела для открытого предъявления позиций и начинается столкновения, т.е. собственно конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как «пустая порода», так и «ценная». Прямое столкновение проявляется во всех отношениях: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. На сколько субъекты могут отделить «ценную» породу от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

- ярко выраженными оппозициями;

- выделением предмета конфликт, осознанного субъектами;

- появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и пр.);

- определение масштаба и границ конфликтной ситуации;

- предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

- появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения;

- конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Происходит изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное давление на конфликт. На этом этапе есть некоторые элементы, которые не развиваются и не изменяются, т.е. наиболее статичны, постоянны:

- предмет конфликта;

- факты;

- базовые ценности;

- стратегические цели

Элементы, которые часто изменяются:

- связи и отношения между субъектами (группами);

- интерпретация фактов;

- интересы и потребности;

- тактические задачи;

- представления о конфликте, субъектах, отношениях.

Основные элементы, которые могут быть заменены другими:

- смысловой контекст;

- позиции, роли;

- средства борьбы;

- социальные нормы, принципы взаимодействия;

- представления;

- тип мышления, реакции, чувства, эмоции.

Именно в этих динамических подвижках происходит развитие конфликта. Действия конфликтующих сторон в основном определяется этими подвижками.

Шестой этап – последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое – доминирование разрушительных процессов, второе – доминирование созидательных процессов.

С точки зрения этапов конфликтной ситуации необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего-четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из-под контроля, то есть субъекты находятся уже внутри конфликта и действуют в его логике: борьбы и противостояния, уничтожения и подавления. Выделение этапов позволяет увидеть, что это закономерный процесс развития конфликтной ситуации, без которого ни один конфликт не состоится. Конфликтная ситуация без конфликта вполне возможна, как хроническая ситуация.

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:2

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение жела­ния взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стра­тегию разрешения конфликтов и их предупреждения.

В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Про­тиворечия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликт­ная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

Например, вопрос лидерства в учебной группе между ученика­ми. Для возникновения конфликта необходим повод, который ак­тивизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выс­тупать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектом межличностного конфликта относят тех участни­ков, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что пре­тендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стре­мится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюд­жетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление суп­ругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъек­тов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: