Лекционное занятие 1. Возникновение конфликтологических идей
Эволюция научных взглядов на проблему конфликта: идеи Гераклита о
конфликтах и борьбе; Платон и его отношение к войне; анализ социальных
конфликтов Никколо Макиавелли; Френсис Бекон о причинах и средствах
предупреждения социальных конфликтов в государстве; «общественный
договор» Жан-Жака Руссо; Томас Гоббс и теория «войны всех против всех»;
исследование природы и причин богатства народов в работе Адама Смита;
Г.Гегель о позитивной роли войн в развитии общества; взгляды Ч.Дарвина на
проблему конфликта. Практические знания как источник конфликтологических
идей.
Лекционное занятие 2. Характеристика концепций социального конфликта
конца 19 - нач. 20 вв.
Взгляды предшественников конфликтологии: К. Маркс и теория
классовой борьбы; социологическая концепция «борьбы за существование»
Г.Спенсера; М.Вебер и проблема статуса; «Теория элит» В.Парето;
политологические взгляды Г.Моска на смену «политического класса» и
неизбежности социальных конфликтов; теория «политического насилия»
Ж.Сореля; концепция политического конфликта Ф.Оппенгеймера; «социология
конфликта» Г.Зиммеля.
Лекционное занятие. Современные концепции социального конфликта
Конфликт как социальная аномалия в «структурном функционализме»
Т.Парсонса. Э.Мэйо и теория «человеческих отношений» на производстве.
Концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера. Конфликтная
модель общества Р.Дарендорфа. «Общая теория конфликта К.Боулдинга.
«Аналитическая модель» социального конфликта Л.Крисберга. Общая теория
«разрешения и предупреждения» социальных конфликтов Д.Бертона.
Лекционное занятие 4. Опыт развития отечественной конфликтологии
Становление отечественной конфликтологии в 80-е – 90-е годы.
Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные
связи наук, исследующих социальные конфликты. Основные направления
исследований в отечественной конфликтологии: политическая система;
экономические отношения в современной России; этнические конфликты;
исследование конфликта в исторических науках; математические _________модели
конфликтных явлений; особенности изучения конфликтов в педагогике, науке,
образовании, семье, культуре. Девиантное поведение. Исследование
конфликтов в психологии.