1. Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений.
2. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.
3. Уровни функционирования морали: личностный, социально-групповой и общечеловеческий. Нравственное сознание в современной культуре.
4. Культура поведения и профессиональная этика.
Основная литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2004. Темы 1-2; 26; 28-31.
2. Культурология. Под ред. Ю.В. Еремина. // Гуманитас. М., 2007. Т VII. Ч. I. Гл. 7.
3. Культурология. Под ред. Б.А. Эренгросс. М.,2006. Гл.7.
Дополнительная литература:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное. М., 1990. Гл. II, п. 1,2.
2. Ганди М. Речи и статьи о ненасилии // Мораль в политике. М., 2004 С. 155-214.
3. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1998. С. 98-119.
Тема 2.6. Наука и техника в системе культуры.
1. Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки.
2. Научное знание и его отношение к моральным и религиозным ценностям. Нравственная ответственность современного ученого.
|
|
3. Понятие техники. Логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции.
Основная литература:
1. Культурология. Под ред. Ю.В. Еремина. // Гуманитас. М., 2007. Т VII. Ч. I. Гл. 8.
2. Культурология. Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2006. Гл. 10.
Дополнительная литература:
1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
2. Маклюэн М. Культура в аудиовизуальный век// Христоматия по культурологии. Сост. А.И. Кравченко. М., 2006.
3. Розин В.М. Философия техники. М., 2001. Гл. 8, приложения, п. 5.
4. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992. Ч. II.
Тема 2.7 Искусство в системе культуры.
1. Искусство как форма эстетического освоения мира. Функции искусства.
2. Реализм и символизм, классицизм и модернизм как формы художественного сознания.
3. Искусство постмодернизма и его характерные черты.
4. Соотношение нравственного и эстетического сознания в современном мире.
Основная литература:
1. Костина А.В. Культурология. М., 2006. Темы 10.3, 14.
2. Культурология. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. М., 2007. Т VII. Ч. I. Гл. 9.
Дополнительная литература:
1. Делез Ж., Гватари Д. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.
2. Маритэн Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991. С. 171-178.
3. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
4. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С. 179-195.
5. Эко У. О сущности постмодернизма // Культурология. Под ред. С.В. Лапиной. Мн., 2006.