Темы курсовых работ

  1. Сайты учебных заведений: стилистический анализ.
  2. Жанровые и стилистические особенности корпоративных изданий.
  3. Стилистический облик периодического специализированного издания для мужчин и для женщин (сравнительный анализ).
  4. Специфика молодежных изданий.
  5. Формы молодежного общения в сети Интернет (семантико-стилистический анализ).
  6. Средства выражения оценки в общественно-политическом издании.
  7. Композиционно-стилистические особенности интервью в различных изданиях.
  8. Приемы графической трансформации в современных СМИ.
  9. Публикации на правах рекламы: стилистический анализ.
  10. Способы подачи негативной информации в СМИ.
  11. Публикации об органах власти: стилистический анализ.
  12. Неологизмы в компьютерном жаргоне (на материале сайтов Интернет).
  13. Специфика использования терминологии различных областей знания в СМИ.

Тестовые задания для самостоятельной работы

Тест 1

1. К официально-деловому стилю относится...
a) аннотация
b) заявление
c) письмо
d) научная статья

2. Выберите правильный вариант начала текста заявления.
a) Хотелось бы получить материальную помощь…
b) Я, Иванов А.С., студент первого курса физико-математического факультета, прошу выделить материальную помощь.
c) Прошу студенческий профком выделить мне материальную помощь…
d) Прошу, чтобы Вы выделили мне материальную помощь…

3. Вас заинтересовало объявление в газете о подборе сотрудников фирмой N. Вы направите в эту фирму...
a) заявление
b) характеристику
c) автобиографию
d) резюме

4. Студент написал заявление. Укажите, сколько ошибок он допустил.

Декану гуманитарного факультета
от студентки 1 курса группы к/р
Михайловой Д.П.
Удалову А.М.

заявление.

Прошу Вас оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка.

12.04.06
подпись
a) две
b) три
c) четыре
d) одну

5. К официально-деловому стилю не относится...
a) доверенность
b) аннотация
c) заявление
d) резюме

6. Какой из перечисленных жанров не относится к юридическому подстилю?
a) докладная записка
b) конституция
c) закон
d) постановление

7. Какой из перечисленных жанров не относится к юридическому подстилю?
a) решение
b) экспертиза
c) протокол
d) соглашение

8. Какой из перечисленных жанров не относится к юридическому подстилю?
a) протокол
b) счет
c) акт экспертизы
d) закон

9. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?
a) доверенность
b) вверительная грамота
c) нота протеста
d) соглашение

10. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?
a) пакт
b) коммюнике
c) декларация
d) резюме

11. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?
a) конституция
b) договор
c) нота протеста
d) коммюнике

12. Какой из перечисленных жанров не относится к канцелярско-деловому подстилю?
a) пакт
b) резюме
c) заявление
d) счет

13. Какой из перечисленных жанров не относится к канцелярско-деловому подстилю?
a) служебная записка
b) акт
c) заключение эксперта
d) контракт

14. Какой из перечисленных жанров не относится к канцелярско-деловому подстилю?
a) характеристика
b) письмо-рекламация
c) коммюнике
d) доверенность

15. К официально-деловому стилю не относится __________ подстиль.
a) дипломатический
b) канцелярско-деловой
c) юридический
d) научно-популярный

16. Определите вид служебного письма.
Мы рады представить вам группу компаний «АМОЛИ», которая начала свою деятельность в виде отдельных компаний 40 лет назад в Индии и является в настоящее время одним из лидирующих торговых домов Дальнего Востока в области электротехники, компьютеров и копировальной техники.
a) письмо-презентация
b) сопроводительное письмо
c) письмо-напоминание
d) письмо-запрос

17. Определите вид служебного письма.
Напоминаем, что в 2007 г. Соглашение между Главным управлением образования администрации Челябинской области и Роскнигой подписано не было. Поэтому оплачивать торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет.
a) письмо-напоминание
b) письмо-запрос
c) сопроводительное письмо
d) письмо-просьба

18. Определите вид служебного письма.
В связи с тем, что основная деятельность предприятия – оптовая торговля, ООО фирма «Аякс», расчетный счет № 508201/1634, просит разрешение на использование торговой выручки на хозяйственно-операционные нужды и командировочные расходы.
a) письмо-презентация
b) письмо-просьба
c) письмо-напоминание
d) письмо-запрос

19. Определите вид служебного письма.
Просим Вас выслать в наш адрес предложение в 3-х экземплярах на поставку запасных частей в соответствии с прилагаемой спецификацией.
В предложении просим указать полное наименование, тип, технические характеристики, цену, а также возможные сроки и общие объемы поставки.
a) письмо-напоминание
b) сопроводительное письмо
c) письмо-презентация
d) письмо-запрос

20. Определите вид служебного письма.
Искренне благодарим Вас за ценную информацию относительно маркетинга наших товаров. Готовы оказать Вам аналогичную услугу.
a) письмо-сообщение
b) письмо-благодарность
c) письмо-напоминание
d) письмо-запрос

Тест 2

1. Для текстов научного стиля не характерно(-а)...
a) широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д.
b) преобладание прямого порядка слов
c) использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов
d) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного (Волк – хищное животное из рода собак)

2. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Лес – один их основных типов растительности. Лес состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории. Леса, образованные одной древесной породой (например, сосной) называются чистыми, несколькими породами (например, березой и елью) – смешанными.
Различают леса листопадные, развивающие листву весной и сбрасывающие ее осенью, и вечнозеленые, сбрасывающие листву (хвою) постепенно.
a) разговорные
b) термины
c) диалектные
d) общеупотребительные

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Синергетика, по определению ее создателя Г. Хакена, занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем, самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы животных и даже люди … Это наука о самоорганизации простых систем, о превращении хаоса в порядок.
В синергетике возникновение упорядоченных сложных систем обусловлено рождением коллективных типов поведения под воздействием флуктуаций, их конкуренцией и отбором того типа поведения, который оказывается способным выжить в условиях конкуренции.

(А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая)
a) общеупотребительные
b) профессиональные
c) разговорные
d) термины

4. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.
Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

(М.Р. Львов)
a) диалектные
b) общеупотребительные
c) термины
d) разговорные

5. Для текстов научного стиля не характерно(-а)...
a) использование абстрактной лексики
b) распространенность эллиптических и неполных предложений, слов-обращений, слов-предложений
c) преобладание неопределенно-личных предложений
d) использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу «экономии» языковых средств

6. К жанрам научного стиля не относятся...
a) устав, протокол
b) монография, тезисы
c) рецензия, статья
d) аннотация, доклад

7. К жанрам научного стиля относятся...
a) беседа, репортаж
b) характеристика, устав
c) монография, тезисы
d) заявление, иск

8. К жанрам научного стиля относятся...
a) фельетон, очерк
b) рецензия, аннотация
c) присяга, интервью
d) инструкция, нота

9. К жанрам научного стиля относятся...
a) коммюнике, распоряжение
b) дневниковая запись, реклама
c) акт, комедия
d) статья, учебное пособие

10. К жанрам научного стиля относятся...
a) реклама, интервью
b) диссертация, статья
c) элегия, трагедия
d) рассказ, новелла

11. К жанрам научного стиля относятся...
a) доклад, учебный диалог
b) объявление, приказ
c) ода, рассказ
d) постановление, резолюция

12. К жанрам научного стиля относятся...
a) тезисы, диссертация
b) справка, присяга
c) рассказ, сказка
d) драма, послание

13. К жанрам научного стиля относятся...
a) письмо, телефонный разговор
b) распоряжение, судебная речь
c) лекция, монография
d) заметка, телерепортаж

14. К жанрам научного стиля относятся...
a) роман, эссе
b) рецензия, научно-популярное произведение
c) устав, конвенция
d) частная переписка, беседа

15. К жанрам научного стиля относятся...
a) информационная заметка, фельетон
b) конспект, монография
c) протокол, заявление
d) характеристика, нота

16. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Вещество является газом, когда кинетическая энергия молекул велика настолько, что преодолевает силы притяжения между молекулами. Газы и жидкости принимают форму сосудов, в которых они находятся. Однако жидкость остается на дне, а газ, благодаря высокой кинетической энергии молекул, занимает весь объем сосуда. Расстояние между молекулами газа легко меняется, поэтому любое тело легко проходит сквозь газ.
a) диалектные
b) общеупотребительные
c) термины
d) разговорные

17. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

При увеличении кинетической энергии частиц вещество может превратиться из твердого в жидкое, а из жидкого – в газообразное. Кинетическая энергия увеличивается или уменьшается при изменении температуры. Точка плавления – это температура, при которой кинетическая энергия составляющих твердое вещество частиц становится настолько большой, что может "высвободить" частицы из жесткой кристаллической решетки. Количество энергии, которое нужно затратить, чтобы расплавить вещество, зависит от сил притяжения частиц в твердом веществе. Для железа эти силы велики (железо плавится при 1535° С), а для кислорода, который замерзает при -219° С, очень малы.
a) термины
b) общеупотребительные
c) разговорные
d) диалектные

18. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Вещество является твердым, когда силы притяжения между его частицами настолько велики, что препятствуют их свободному передвижению. Твердые тела имеют определенную форму, поскольку частицы, из которых они состоят, плотно прижаты друг к другу и часто образуют регулярную структуру, называемую кристаллической решеткой. Кристалл – пример высокорегулярной структуры.
Жидкости текучи, иными словами – они могут менять свою форму. В гравитационном поле Земли жидкости собираются на дне сосуда, образуя ровную плоскую поверхность. В жидкостях силы взаимодействия между частицами слишком слабы, чтобы удерживать их на одном месте. Молекулы свободно скользят друг по другу и перемещаются с места на место.
a) общеупотребительные
b) диалектные
c) термины
d) разговорные

19. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Вещество состоит из частиц – атомов, молекул и ионов. Несмотря на то, что молекулы и ионы могут иметь сложную форму, при построении моделей газов, жидкостей и твердых тел для простоты используют сферы.
В любом веществе силы, притягивающие частицы друг к другу, противодействуют силам, заставляющим частицы двигаться. Энергия движения частиц (кинетическая энергия) возрастает с температурой. Состояние вещества зависит от соотношения кинетической энергии и сил притяжения частиц. При изменении температуры, давления или других условий меняется состояние вещества – жидкость превращается в пар или затвердевает, газ превращается в жидкость, а твердое тело в жидкость или газ.
a) диалектные
b) разговорные
c) термины
d) общеупотребительные

20. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

В цифровых фотоаппаратах имеются объектив и диафрагма, как и в обычных фотоаппаратах. Но вместо фотопленки для записи изображений используется светочувствительная пластинка из полупроводника. Электронные схемы сканируют эту пластинку, преобразуя зафиксированную на ней информацию в последовательность двоичных чисел. Информация в двоичном коде запоминается в миниатюрном компьютере. Полученные данные можно передать в более мощный компьютер для корректировки цвета и контраста. Пользователи могут перемещать части изображения и накладывать на них новые, специально искажая и меняя оттенки. Принтер воспроизводит изображение на любом материале – от бумаги до футболок.
a) разговорные
b) диалектные
c) общеупотребительные
d) термины

Тест 3

1. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.
a) завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть)
b) р-н. (район), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности)
c) проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)
d) г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

2. Найдите ряд слов с правильнымсокращением.
a) проф. (профессор), гр. (гражданин), о. (озеро)
b) пер. (переулок), с.г. (сего года), ст. (станция)
c) млд. (миллиард), с-х. (сельскохозяйственный), смотр. (смотри)
d) зав. (заведующий), и т. п. (и тому подобное), об. (область)

3. Найдите ряд слов с правильнымсокращением.
a) обл. (область), напр. (например), и т. д. (и так далее)
b) дерев. (деревня), коп. (копеек), руб. (рублей)
c) в (век), г-н. (гражданин), профес. (профессор)
d) ун-т. (университет), мн.ч. (множественное число), устарев. (устаревшее)

4. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.
a) рубл. (рублей), проф. (профессор), млд. (миллиард)
b) ул. (улица), р-н. (район), с. (село)
c) доц. (доцент), пом. (помощник), зав. (заведующий)
d) с-х. (сельскохозяйственный), обл. (область), т.е. (то есть)

5. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) поволжье, российский государственный педагогический институт
b) Садовое кольцо, улица Подольских курсантов
c) Эпоха возрождения, знаки зодиака
d) Карловы в ары, эзопов язык

6. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) северная Пальмира, московский государственный педагогический институт
b) древняя Русь, в каменном веке
c) австралийские Альпы, курган Славы
d) современные донкихоты, заполярье

7. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) сиамские близнецы, абсолютный чемпион мира
b) дамоклов меч, Варшавский договор
c) великие Луки, государственный музей искусств им. А.С.Пушкина
d) итальянский ренессанс, зеленый пастернак

8. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) Государственная третьяковская галерея, Северная война
b) древняя Русь, марийский государственный педагогический институт,
c) Ричард Львиное сердце, Балтийское море
d) Млечный путь,дом актёра

9. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) итальянский Ренессанс, сиамские близнецы
b) Созвездие Большого пса,государственный Эрмитаж
c) государственный Исторический музей, юрский период
d) Ярослав мудрый, Дом журналиста

10. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.
a) крестовые походы, полтавская битва
b) музыкальное училище имени Гнесиных, Московский Театр оперетты
c) государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел
d) Всеволод Большое гнездо, летний сад

11. Укажите, какой из пунктов не характерен для деловой переписки.
a) соответствие конкретному виду делового письма
b) отсутствие двоякого толкования в деловом письме
c) отсутствие клише и штампов
d) точность и лаконичность передачи необходимой информации

12. Определите, к какому документу относиться следующее положение: «Для …нужно найти условия, однозначно определяющие обязанности сторон».
a) к отчёту
b) к деловому предложению
c) к объяснительной записке
d) к договору

13. Укажите, какой документ может иметь определение: «…– это документ, который содержит сведения биографического характера. Его цель – место, на которое претендует составитель».
a) автобиография
b) резюме
c) контракт
d) договор

14. Определите, какой из реквизитов заявления о приёме на работу является лишним.
a) резолюция
b) адресат (кому направлено)
c) от кого направлено
d) печать

15. Укажите тип документа, который содержит описание характерных и отличительных качеств работника и отражает мнение о нём администрации.
a) договор
b) резюме
c) характеристика
d) приказ

16. Укажите плеонастическое выражение, употребляемое в деловых бумагах.
a) биография жизни
b) заработная плата за апрель месяц
c) каждая минута времени
d) ведущий лидер

17. Укажите, какой из документов имеет определение: «…– это правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности».
a) постановление
b) распоряжение
c) приказ
d) решение

18. Укажите цель служебной записки, сопроводительного письма, письма-сообщения.
a) инициирование, поддержание отношений
b) информирование
c) придание юридического статуса чего-либо
d) побуждение

19. Укажите разряд служебной записки, имеющей следующее определение:
«…– это краткое освещение конкретных служебных вопросов, раскрытие их действительного состояния».
a) информационно-статистическая записка
b) аналитическая записка
c) обзорная записка
d) докладная записка

20. Укажите правильный вариант фразы официальных документов.
a) настоящим ставим Вас в известность
b) не можем принять участие в…
c) извещаем, что Вам нужно произвести платёж
d) лишён возможности принять участие в…

Тест 4

1. Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...
a) научный стиль
b) разговорная речь
c) официально-деловой стиль
d) публицистический стиль

2. Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, – это ____________ подстиль официально-делового стиля.
a) дипломатический
b) юридический
c) политический
d) канцелярский

3. К числу основных стилевых черт официально-делового стиля не относится...
a) неличный характер общения и речи
b) отвлеченно-обобщенный характер
c) предписующе-долженствующий характер
d) стандартизированность

4. Канцеляризмами являются слова...
А) нижеподписавшиеся
Б) взимать
В) потребовать
Г) агрессия
a) В, Г
b) А, Б
c) Б, В
d) А, Г

5. Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?
a) заседать два часа
b) освободить от занимаемой должности
c) давать деньги на семью
d) отправиться в поход

6. Страдательные обороты (вопрос решен) широко употребляются...
a) в официально-деловом стиле
b) в разговорной речи
c) в частной переписке
d) в языке художественной литературы

7. В официально-деловых текстах не употребляются...
a) риторические вопросы
b) деепричастные обороты
c) причастные обороты
d) сложные предложения

8. Отымённые предлоги (в целях, в соответствии с) широко употребляются:
А) в текстах официально-делового стиля
Б) в текстах научного стиля
В) в разговорной речи
Г) в языке художественной литературы
a) А, В
b) А, Б
c) Б, В
d) В, Г

9. В официально-деловых текстах неуместно употребление предложно-падежной формы...
a) по причине болезни
b) в связи с болезнью
c) из-за болезни
d) вследствие болезни

10. Для официально-деловой речи характерны предложно-падежные формы...
А) для успешной учебы
Б) на основании принятого решения
В) по линии сотрудничества
Г) меры к работнику
a) Б, В
b) А, Б
c) А, Г
d) В, Г

11. Употребление предлога благодаря неуместно со словосочетанием...
a) низкая производительность труда
b) внедрение новой технологии
c) помощь соседей
d) эффективная работа отдела

12. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, – это...
a) речевые клише
b) речевые штампы
c) фразеологизмы
d) крылатые слова

13. К числу речевых клише относятся словосочетания...
А) без уважительной причины
Б) занятия по расписанию
В) в установленном порядке
Г) решили на собрании
a) А, В
b) А, Б
c) Б, В
d) В, Г

14. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм...
a) воспрянуть духом
b) холодная война
c) актуальность темы
d) возлагать ответственность

15. В роли сказуемого в официально-деловых текстах употребляется словосочетание...
a) надеяться на помощь
b) прийти на помощь
c) ждать помощи
d) оказывать помощь

16. Для текстов официально-делового стиля не характерно…
a) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии
b) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения
c) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность
d) точность формулировок, не допускающая иного толкования

17. Определите стиль текста.
Депутаты Государственной Думы обладают государственной неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, Государственной Думой на основании заключения комиссии палаты, специально образуемой для данного случая.
a) научный стиль
b) официально-деловой стиль
c) публицистический стиль
d) художественный стиль

18. Укажите правильный вариант официально-делового стиля:
a) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату
b) лишён возможности принять участие
c) Вам нужно произвести платёж
d) настоящим ставим Вас в известность

19. В каком из деловых писем имеется формулировка:
«В соответствии…(название документа) просим результаты проверки доложить к 1 июня 2007 г.»?
a) в письме-запросе
b) в письме-указании
c) в письме-обращении
d) в письме-сообщении

20. Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.
a) широкое использование языковых формул
b) стандартизация и унификация языковых и текстовых средств
c) коммуникативная точность
d) нерегламентированный процесс записи информации

Тест 5

1. Определите эффективность использования в публичной речи устойчивых оборотов: «Как три капли воды», «Хождение за три океана».
a) достигается сложность изложения
b) повышается выразительность речи
c) ограничивается тематика
d) исключается двусмысленность

2. Определите эффективность использования в публичной речи устойчивых оборотов: «Третья сторона медали», «И грянул бал».
a) повышается выразительность речи
b) ограничивается тематика
c) достигается сложность изложения
d) исключается двусмысленность

3. Отметьте жанры публицистического стиля речи:
a) аннотация
b) интервью
c) реферат
d) резюме

4. К публицистическому стилю не относится жанр:
a) репортаж
b) рекламная статья
c) научная статья
d) фельетон

5. Определите основную функцию публицистического стиля:
a) передача научной информации
b) передача информации при непосредственном общении
c) стремление к строгости изложения
d) передача информации о текущих событиях

6. Укажите последовательность этапов подготовки к публичному выступлению:
1) выбор темы
2) написание текста
3) составление плана
4) первичное знакомство с необходимой литературой
a) 1, 4, 3, 2
b) 4, 3, 1, 2
c) 3, 4, 1, 2
d) 1, 2, 4, 3

7. К основным качествам публичной речи не относится:
a) строгость изложения
b) эмоциональность
c) доступность
d) массовость

8. Выберите пословицу, построенную по принципу антитезы:
a) Ученье свет, а неученье – тьма.
b) Язык до Киева доведет.
c) Биться как рыба об лед.
d) Молчание – золото.

9. Убеждающая речь должна:
a) содержать не более одного аргумента
b) содержать общенаучные слова и термины
c) выражать абстрактную мысль
d) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на систему их убеждений

10. В публичном выступлении не допускается:
a) использование крылатых слов и выражений
b) использование просторечных слов
c) использование разговорной лексики
d) использование заимствованных слов

11. Как можно охарактеризовать лексику публицистического стиля?
a) терминологическая
b) общественно-политическая
c) социально-оценочная
d) понятийная

12. К жанрам публицистики не относится:
a) очерк
b) фельетон
c) выступление на конференции
d) интервью

13. Стиль, которому должны соответствовать информационные, аналитические передачи телевещания, называется:
a) разговорный стиль речи
b) публицистический стиль речи
c) официально-деловой стиль речи
d) научный стиль речи

14. Стиль, которому должно соответствовать выступление политического деятеля, называется:
a) официально-деловой стиль речи
b) публицистический стиль речи
c) научный стиль речи
d) разговорный стиль речи

15. Определите последовательность композиционных частей ораторской речи:
1) заключение;
2) подбор аргументов;
3) вступление;
4) формулирование тезисов;
a) 2-1-4-3
b) 3-2-4-1
c) 1-2-3-4
d) 3-4-2-1

16. Часть публичной речи, в которой подводятся итоги, обобщаются высказанные мысли, называется:
a) аргументы
b) заключение
c) вступление
d) тезисы

17. В конце публичного выступления уместно сказать:
a) Мое время, кажется, истекло, пора заканчивать.
b) Благодарю за внимание, приятно было у Вас выступать.
c) Все, я закончил. Извините, если я говорил долго.

18. Убеждающая речь не должна:
a) содержать много цифрового материала
b) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на их сознание
c) строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме
d) учитывать конкретную ситуацию

19. Убеждающая речь не должна:
a) содержать много цитат
b) вести аудиторию за собой
c) содержать более одного тезиса
d) учитывать конкретную ситуацию

20. Какой вопрос не требует ответа?
a) закрытый
b) риторический
c) открытый
d) прямой

22. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля:
А) лаконичность;
Б) отвлеченность;
В) наличие общественно-политической лексики;
Г) отбор доходчивых для населения языковых средств;
Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов;
Е) употребление авторских неологизмов.
a) Г, Е
b) А, В
c) А, Г
d) Б, Д

Тест 6

. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Агафью Тихоновну знал чуть ли не весь служивый люд района. Старуха приветливая, общительная – пока пьешь чай, она тебе все обскажет: все картинно, со смешком, с прибаутками.
– Пойдем в избу, – со свойственной ею гостеприимностью предложила Тихоновна, выходя из огородика с горсточкой лука.
– У меня самовар шумит. Ешь – пей, гостенек, сказала Тихоновна и поклонилась гостю в пояс.
Надо бы тебя не чаем угощать- то. Дорогой гость! А светленького у бабушки нету. Была тут маленькая, да внук выманил.

(Ф. Абрамов)
a) диалектные
b) разговорные
c) общеупотребительные
d) жаргонизмы

2. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Как же быть! Всяк случается, братец ты мой, – начал опять ярославец, – ты не серчай … Вот, примерно, – прибавил он после молчка, – у нас по соседству, верстах эдак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий, что говорить, на всё и про всё парень! С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку … крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли: кругом их такие-то все болота, и, и, и! Страсти господни! Пешу не пройтить! Вот какие болота!

(Д. Григорович)
a) общеупотребительные
b) термины
c) разговорные
d) диалектные

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Парень уж тогда, с самой осени, небаской с лица был. И день в школу сходит да три лежит. В покров прибегает из школы – как раз в ту пору затайка изделалась, на полях снег водой взялся.
– Мама, – говорит, – ко мне сегодня птичка прилетала. Я лежу на лавке, а она села на стволочек рамы да клювиком в стекло тук-тук и все смотрит, смотрит мне в глаза. Чего ей от меня надо?
– То, говорю, – замерзла она, в тепло просится. Вишь ведь, стужа-то какая – бревна рвет.
А птичка-то, оказывается, не простая – смертная. С предупреждением прилетела: готовься мол, скоро по твою душеньку прилечу.
В те поры, когда он, Степа-то, про эту птичку, рассказывал, я и в ум не взяла: вся устала, примерзла – до птички ли мне? А вот когда я кровь-то за хлевом при белом свете увидела, тут я про птичку вспомнила. Прибежала к бригадиру.
– Так и так, говорю, Павел Егорович, у меня порато болен – дай лошадь в район к докторам съездить.

(Ф. Абрамов)
a) просторечные
b) диалектные
c) жаргонизмы
d) общеупотребительные

4. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Здорово, Тихоновна, – сказал Ананий Егрович, подходя к огороду.
Старуха живо разогнулась, хитровато прищурила один глаз.
Признал. А я гляжу споднизу да думаю: возгордился – мимо пройдет али окликнет?
– Ну, тебя нетрудно признать. Вон ведь как сияешь!
– Молчи ты, бога ради. Не стыди. Сама знаю, что не ладно. В этом повойнике-то я еще молодицей хаживала. Все Маруське берегла. А раз Маруська не носит – не пропадать же добру. Кто осудит, а кто и поймет.

(Ф. Абрамов)
a) устаревшие
b) общеупотребительные
c) диалектные
d) разговорные

5. К особенностям разговорного стиля не относится(-ятся)...
a) употребление прилагательных и глаголов оценочного значения (глазастый, поговаривать)
b) тенденция к отсутствию склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Иван Иванычу)
c) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств
d) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии

6. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Ой, Александр Павлович, да что вы… Да я…
– Ну подумай, подумай… Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть… Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше… Деньги-то небось нужны, семью кормить…
– Да нужны, конечно… Но страшновато
–А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе – что, договорились?
– Да я…
– Я понимаю… Но в принципе, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника!
– Как, прямо с понедельника?
– Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь! Не подведи!
a) разговорные
b) устаревшие
c) диалектные
d) общеупотребительные

7. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

– Вы – парниша что надо, – заметила Эллочка после первых минут знакомства.
– Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
Хо-хо!
– Но я к вам по одному деликатному делу.
Шутите!
– Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
Хамите!
– Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
Жуть!
Беседа продолжалась в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело – подумал он, – стулья расползаются, как тараканы».

(И. Ильф, Е. Петров)
a) разговорные
b) профессиональные
c) общеупотребительные
d) диалектные

8. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

– А все-таки здорово как! – сказал доктор. – Красота ведь, а?
Он протянул вперед короткую руку с толстенькими, как у младенца, пальцами и широко, по-театральному, черкнул ею по морю.
– Да… ничего, – равнодушно ответил Воскресенский и зевнул полупритворно. – Только надоедает скоро. Декорация.
– Та-ак! Мы их ели. Это, знаете, анекдот есть такой, – пояснил Ильяшенко. – Пришел солдат с войны к себе в деревню, ну и, понятно, врет, как слон. Публика, конечно, обалдемши от удивления. «Были мы, говорит, на Балканах, в самые, значит, облака забрались, в самую середку». – «Ах, батюшки, да неужто ж в облака?» А солдат этак с равнодушием: «А что нам облака? Мы их ели. Все одно как стюдень»…
Рассказав анекдот, он тотчас же, первый радостно захохотал свободным грудным смехом. Воскресенский принужденно улыбнулся.

(А.И. Куприн)
a) диалектные
b) общеупотребительные
c) эмоционально-оценочные
d) разговорные

9. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

А у нас… обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает – зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы – у нас их полно – и то не зайдут: мы их так приучили. – Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть… – Вор?! – Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслуженная учительница живет, орден имеет… И этот вор натурально пришел к ней и говорит: «Пусти пожить недели на две». А он у нее учился когда-то… в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, работала там.

(В. Шукшин)
a) жаргонные
b) разговорные
c) общеупотребительные
d) профессиональные

10. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе.

(Г.Х. Андерсен)
a) общеупотребительные
b) эмоционально-оценочные
c) жаргонные
d) разговорные

11. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Тимофей Васильевич обиженно сжал губы и сурово посмотрел на племянника.
– Ты это что же – с родного дядю? Дядю грабишь?
Кондуктор тоскливо посмотрел в окно.
– Мародерствуешь, – сердито сказал дядя. – Я тебя семь лет не видел, а ты чего это? Деньги требоваешь за проезд. С родного дядю! Ты не махай на меня руками. Хоть ты мне и родной родственник, но я твоих рук не испужался. Не махай, не делай ветру перед пассажирами.
Тимофей Васильевич повертел гривенник в руке и сунул его в карман.
– Что же это, братцы, такое? – обратился Тимофей Васильевич к публике. – С родного дядю требует. Две, говорит, станции… А?
– Платить надо, – чуть не плача сказал племянник. – Вы, товарищ дядя, не сердитесь. Потому как не мой здесь трамвай. Народный.

(М. Зощенко)
a) общеупотребительные
b) жаргонные
c) диалектные
d) разговорные

12. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам:
– Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел…
Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему:
– А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу. Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят… А ты вон где – кондуктором, что ли?
– Кондуктором, – тихо ответил племянник.

(М. Зощенко)
a) устаревшие
b) общеупотребительные
c) просторечные
d) диалектные

13. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

– Так, – снова сказал дядя, – кондуктором, значит. На трамвайной линии?
– Кондуктором…
Скажи какой случай! А я, Серега, друг ситный, сел в трамвай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь-восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен…
Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:
– Платить, дядя, нужно. Билет взять… Далеко ли вам?
Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.
– Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь-восемь! А я еду, Серега, друг ситный, до вокзалу.

(М. Зощенко)
a) диалектные
b) неологизмы
c) общеупотребительные
d) просторечные

14. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Михеич поднял на Настену слезящиеся глаза и устало, вымогающее сказал:
– Он здесь, Настена. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному. Откройся, Настена, пожалей меня. Я ить отец ему.
Настена покачала головой.
Дай один только и в последний раз увидаться. Христом-богом молю, Настена, дай. Не простится тебе, если ты от меня скроешь. …Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? Не говорил он тебе? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти… От стервец дак стервец. Доигрался… Сведи нас, Настена, – почти с угрозой потребовал он. – Христом-богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: дале некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настена, подмогни. И тебе легче будет.

(В. Распутин)
a) просторечные
b) общеупотребительные
c) жаргонные
d) неологизмы

15. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Скажи, могу я у тебя первое время перебиться? Пустишь, нет?
– Да можешь, можешь. Куда тебя деть. Вместе будем, если че, обороняться. Старуха тебя, конечно, не пожалеет, у ей счас все косточки против тебя бренчат. Внучонка сподобила, – не утерпела, хихикнула Надька. – То-то она все зырила за тобой. Кто бы вот про тебя подумал? Ну, Настена-а! Рисковая ты, рисковая, не сладко тебе придется. Ниче, вместе станем горе мыкать. Я дак уж привычная. Ты так, с пустыми руками и пришла? Ничего не взяла? Может, мне сходить, собрать там?
– Не надо. Я потом сама.
– Сама. Ты уж досамакалась. Да не вянь ты, не вянь, не пропадешь. Не то бывало.

(по В. Распутину)
a) устаревшие
b) диалектные
c) общеупотребительные
d) просторечные

16. Для текстов разговорного стиля не характерно…
a) образование прилагательных и глаголов оценочного значения (глазастый, поговаривать)
b) тенденция к отсутствию склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Иван Иванычу)
c) сжатость, компактность изложения, экономия использования языковых средств
d) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии

17. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Шурка подбежал к окну – посмотреть, куда она направилась.
У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:
– Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. «Приезжай, – говорит, – мама, шибко я по тебе соскучился».
Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:
– Оно, знакомое дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только по карточке. Да шибко уж страшно
Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще…
(В.Шукшин)
a) жаргонизмы
b) просторечные
c) диалектные
d) общеупотребительные

18. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Кондрат сидел со стариком хозяином, у которого он остановился. Старики толковали про жизнь. Хозяин рассказывал:
– Да… вот так, значит. Вырастил я их, лоботрясов, шесть человек, а сейчас один остался, как гвоздь в старой плахе. Разъехались, значит, по городам. Ничего вроде живут, справно, а меня обида берет: для кого же я весь век горбатился. Для кого дом этот строил?
– Такая уж теперь наша жизнь пошла – ничего не поделаешь.
– Жись эта меня не касается.
–Она всех касается, кум.
– Кхх… Мне вот надо бы крышу сейчас новую, а не могу – сил не хватает. А эта, лонись, приехал младший: поедем, говорит, тять, со мной. Продай, говорит, дом и поедем. Эх ты, говорю, сопля ты такая! Я сейчас кто? Хозяин. А без дома кто? Пес бездомный.
– Ты зря так… Зря.
– Нет, не зря.
– Зря.
– Ты, значит, никогда не крестьянствовал, если так рассуждаешь.
(В.Шукшин)
a) диалектные
b) термины
c) разговорные
d) жаргонизмы

19. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Вот, братцы мои, и праздник на носу – пасха православная.
Которые верующие, те, что бараны, потащат свои куличи святить. Пущай тащат! Я не потащу. Будет. Мне, братцы, в прошлую пасху на кулич ногой наступили!
Главное, что я замешкался и опоздал к началу. Прихожу к церковной ограде, а столы уже заняты. Я прошу православных граждан потесниться, а они не хотят. Ругаются.
– Опоздал, – говорят, – черт такой, так и станови свой кулич на землю. Нечего тут тискаться и пихаться – куличи посроняешь.
(М.Зощенко)
a) общеупотребительные
b) просторечные
c) жаргонные
d) термины

20. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Говорят, против алкоголя наилучше действует искусство. Театр, например. Карусель. Или какая – нибудь студия с музыкой.
Все это, говорят, отвлекает человека от выпивки с закуской.
И действительно, граждане, взять для примеру хотя бы нашего слесаря Петра Антоновича Коленкорова.
Человек пропадал буквально и персонально. И вообще жил, как последняя курица.
(М.Зощенко)
a) диалектные
b) жаргонизм
c) общеупотребительные
d) термины

Тест 7

1. Определите стиль и тип речи.

Поэзия творчества.

У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.
Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.
Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).
Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.
Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственные всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни казалось.

(К. Паустовский)
a) публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования
b) публицистический стиль, описание
c) научный стиль, рассуждение
d) художественный стиль, повествование

2. Определите стиль и тип речи.

Ясные дали таланта.

Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают.
Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе.
Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает.
a) публицистический стиль, повествование
b) публицистический стиль, рассуждение
c) художественный стиль, описание
d) научный стиль, рассуждение

3. Определите стиль и тип речи.

Судьба поэта.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.
Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно взволновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ.
Время – самый суровый и справедливый критик, и оно ныне вывело поэзию Есенина на главную орбиту литературы.
Сейчас все рельефнее, все весомее, все многограннее и полнее предстают перед нами образ Есенина, его прекрасно-неповторимая судьба великого поэта и человека; все очевидней становится та истина, что творчество его занимает не только достойное место в истории литературы, но во всей духовной жизни нашего народа и всего человечества.

(Ю.Л. Прокушев)
a) художественный стиль, повествование
b) публицистический стиль, рассуждение
c) научно-популярный, описание
d) научный стиль, рассуждение

4. Определите стиль и тип речи.

История искусства.

История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден.
Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества.
Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… Это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества.
И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения и высоты русского классического балета с последующими десятилетиями, с новыми поколениями, с нынешним днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма ответственная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства.

(В. Солоухин)
a) научный стиль, описание
b) разговорный стиль, рассуждение
c) художественный стиль, повествование
d) публицистический стиль, рассуждение

5. Определите стиль и тип речи.

Каждому дереву своя цена.

Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа. Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, и первых свиданий, и горячей любви.
Но вот угасает все: осыпается черемуха и отцветает сирень, жухнут травы и желтеют листья. Кто же залюбуется в сентябре черемухой, чей взор задержится на кусте жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника? Вероятно, никто. Но есть иное дерево, которое не бросается в глаза ни весной, ни летом.
Зато когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, загорятся среди долины яркие, пламенные костры рябины, а люди сложат об этом дереве свои лучшие, задушевные песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные, проглядывают гроздья сквозь резную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина.

(В. Солоухин)
a) художественный стиль, описание
b) научно-популярный стиль, повествование
c) публицистический стиль, описание
d) научный стиль, описание

6. Определите стиль и тип речи.

Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».
В чем же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? Во-первых, в ее огромном объеме. Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Петербурга, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира!
Во-вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная… Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворенных солей. Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. Сколько лет вода остается в проточном озере? Обычно два-три года. Ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. В Байкале же четыре столетия… Конечно, уже давно ушла из Байкала сверхчистая ледниковая водичка. Учеными подсчитано, что за все времена существования озерной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. Вроде бы цифра эта велика, но вот та вода, от которой отпил казак-землепроходец Курбат Иванов, первым пересекший озеро больше трехсот лет назад, еще не ушла из Байкала… Исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его темных глубинах, вода становится чище и прозрачнее.

(по В. Маркину)
a) научно-популярный стиль; рассуждение и описание
b) публицистический стиль; описание
c) художественный стиль, повествование
d) научный стиль; рассуждение

7. Определите стиль и тип речи.

Вода Байкала необычайно чиста и прозрачна. Ученые утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что обладает удивительной системой самоочищения. Его воду очищает большая группа живых организмов. Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создает около четырех миллионов тонн новых органических веществ! Это все дает возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. Эту армаду ученые объединяют понятием «зоопланктон». Микроскопическое население Байкала обильно, но король в этом царстве – это малюсенький рачок по имени эпишура. 97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков.
Эпишура – основной фильтр байкальской воды. Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путем в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязненной воде она погибает. Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу ученых, которые объявили настоящую войну за сохранения чистоты священного Байкала.

(по В. Маркину)
a) публицистический стиль; описание
b) научно-популярный стиль; рассуждение и описание
c) разговорный стиль; повествование
d) художественный стиль; рассуждение

8. Определите стиль и тип речи.

Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишневого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. Не портрет на стене. Это живое явление культуры…
Возьмем, к примеру, музыку Баха. Совсем недавно каза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: