Тема: Стилистическая система русского литературного языка

Цели:

- получить системное представление о функциональных стилях речи, научиться редактировать научный текст;

- научиться доказывать принадлежность фрагментов текстов функциональным стилям.

Вопросы:

1. Назовите основные признаки литературного языка. Почему литературный язык требует специального внимания со стороны общества? В чем оно выражается?

2. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка. Как вы определите языковую норму и варианты норм? Перечислите типы языковых норм.

3. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

Назовите основные функциональные стили и сравните их доминанты.

Задания:

1. Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Перечислите основные стилеобразующие факторы.

1) Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточно простой приме. Пусть пространством является поверхность обычной двумерной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве – кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, т. е. дуги большого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соответствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соответствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой – отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством – бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую точку сферы, нее находящуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, т. е. «параллельную». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.

2) Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма от 28 октября с приложенным к нему гарантийным письмом «Барклээйз Бэнк Лимитед» в связи нашим контрактом №25 на продажу Вам 10 000 тонн марганцевой руды.

3)Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об истоках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терроризм – это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фиксировать факты – достаточно вспомнить, например, случаи расстрела американскими школьниками

4)-А чего прокурор-то?

-А то…Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдумали тут. Мне, говорит, самому его жалко…Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно… У тебя сколь денег-то было?

-Полторы сотни.

2. С каждым из слов «космос», «переводчик», «студент» составьте по три текста, обладающих признаками официально-делового, научно-популярного и публицистического стилей.

Литература

1. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике [Текст] / И. Б. Голуб.-М., 2007.-С.412 – 444.

2. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2009. – С.172 -211.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: